ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Пандемия 2020 года, связанная с распространением коронавирусной инфекции, вынудила все образовательные организации в срочном порядке перейти на дистанционное обучение (ДО). Это вскрыло многочисленные проблемы в отечественном образовании с организацией обучения онлайн, как технологического, так и дидактического характера. В отношении последнего с особой остротой ощутилась необходимость уделить пристальное внимание тьюторскому сопровождению, аспекту педагогического процесса, не получившему еще в достаточной степени серьезного научного рассмотрения. Однако перспективы использования дистанционного обучения в цифровой среде в связи с эпидемической ситуацией обозначились достаточно определенно и проблема тьюторского сопровождения приобретает очевидную актуальность. В западном академическом мире на проблему обратили внимание раньше, в связи с массовым распространением асинхронного дистанционного обучения. На этом фоне отмечались как довольно частотные негативные характеристики ДО - чувство изолированности удаленного обучающегося и обусловленный этим высокий уровень отсева в дистанционных курсах. Исследования с целью решения этих проблем привели к углубленному рассмотрению всех аспектов деятельности тьютора как организатора учебного процесса с особым акцентом на его дидактическое взаимодействие с обучающимися. Были разработаны стратегии и способы создания виртуального обучающегося сообщества, вовлекающего всех разобщенных во времени и пространстве участников процесса обучения в общую учебную деятельность и в социализацию на этой основе. Другим средством моральной и когнитивной поддержки обучающихся явилась теория виртуального присутствия. Виртуальное присутствие имеет несколько ипостасей. Исследователи выделяют обучающее присутствие (Teaching Presence), когнитивное присутствие (Cognitive Presence) и социальное присутствие (Social Presence). Доклад посвящен описанию опыта применения концепции тьюторского сопровождения в авторском дистанционном курсе «Мир Британии» на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ. Рассматривается основной арсенал тьюторских приемов, направленных на оказание когнитивной и эмоциональной поддержки как в плане социализации, вовлечения учащихся в обучение в сотрудничестве, так и индивидуализации обучения.