ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В 2022 году в рамках приоритетного направления: «Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения, воспитания» и темы НИР на кафедре возрастной психологии и психогенетики получены междисциплинарные и кросскультурные результаты, отражающие специфику взаимосвязи когнитивной и эмоциональной сферы, возрастных и индивидуально-типологических особенностей развития личности детей и подростков, в период молодости и зрелости; связь ценностно-смысловой сферы с особенностями родительской позиции, психологического благополучия в ситуации выбора и построения семейной и профессиональной карьеры. Рассматривалась возможность развития модели психического в старшем дошкольном возрасте на основе тренинга (доц. Алмазова О.В., Ветрова Е.С.); специфика дружеских отношений у застенчивых подростков (доц. Захарова Е.И., Садыкова А.И.); отношение к одиночеству у старших подростков с различным поведением в социальных сетях (доц. Поскребышева Н.Н., Закирова Э.К.); характер межличностных отношений со сверстниками в юношеском возрасте в связи с особенностями Я-концепции (доц. Садовникова Т.Ю., Алыева М.А.); исследовалась художественная кинематография как средство развития личностной зрелости молодежи (на примере молодежи Азербайджана) (доц. Захарова Е.И., Мирзабекова Ф.А.: бакалавр); особенности временной перспективы как фактора романтических отношений молодежи в добрачный период (доц. Молчанов С.В., Смирнова Д.А.). Изучались особенности восприятия младшими школьниками разных типов материнского отношения как фактор их самооценки и самопринятия (доц. Бурменская Г.В., Еманова А.С.); особенности представления об успехе у подростков с различными типами межличностных отношений с родителями и со сверстниками (проф. Карабанова О.А., Джеппарова Л.Э.); психологическое благополучие лиц с разным типом привязанности к матери в период ранней зрелости (доц. Алмазова О.В., Копытина Ю.В.). Рассматривались семейные факторы планирования времени вступления в брак в молодом возрасте (проф. Карабанова О.А., Кадирова Е.И.: магистрант); характер переживания опыта материнства матерями младенцев в связи с содержанием ценностно-смысловой сферы их личности (доц. Захарова Е.И., Федотова Е.С.: магистрант); связь ценностных ориентаций матерей в семьях разной детности с особенностями их родительской позиции (проф. Карабанова О.А., Михайлова Н.М.: магистрант); психологическое благополучие в связи с выбранной стратегией построения семейной и профессиональной карьер в период ранней взрослости (доц. Захарова Е.И., Максимова Е.П.); Изучались психологические факторы и особенности реализации родительской роли в пост-разводный период (проф. Карабанова О.А., Громов А.Н.: магистрант). По теме НИР в 2022 году продолжены исследования кафедры психогенетики в направлении изучения эмоционального интеллекта, мотивов прослушивания музыки, музыкальных предпочтений, способности распознавать эмоциональную окраску музыки. Были переведены на русский язык и адаптированы две зарубежные методики – опросник UMI (Uses of Music Inventory) Т. Чамморро-Премузика, А. Фернхема и STOM (Short Test of Music Preferences) П. Рентфроу, С. Гослинга, а также апробирована авторская методика – эмбиент-тест, направленный на диагностику способности распознавать эмоциональную окраску музыки (канд. психол. наук, ст. науч. сотр. Панкратова А.А.). Получены кросс-культурные результаты на российской и азербайджанской выборке от 15 до 28 лет. По материалам исследований, ведущихся на кафедре психогенетики, были опубликованы следующие статьи: Панкратова А.А., Корниенко Д.С., Люсин Д.В. Апробация краткой версии опросника ЭмИн // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2022. Том 19. № 4. С. 822–834; Панкратова А.А., Николаева М.Е. Связь эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности и качеством профессиональной жизни у начинающих психологов-консультантов // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 3. С. 21–37; Панкратова А.А., Николаева М.Е. Русскоязычная адаптация опросника ProQOL (Professional Quality of Life) Б. Стамм // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2022; Панкратова А.А., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д. Связь стратегий эмоциональной регуляции с субъективным благополучием и жизнестойкостью: эффекты актора и партнера в супружеских парах // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2022. Том 19. № 2. С. 241–258. В 2022 году студенты специалитета и магистранты кафедры возрастной психологии (Бакинский филиал МГУ) выступили с опубликованными докладами по направлениям НИР на Международной научной онлайн-конференции «Ломоносов-2022». Секция «Психология». Подсекция «Психология развития и возрастная психология» (12-22 апреля, Москва): Алексеева Г.А. «Особенности межличностного общения подростков, занимающихся театральной деятельностью» (н.р. - доц. Чурбанова С.М.); Гусейнова Н.Ф. «Взаимосвязь между характером детско-родительских отношений, детско-родительского взаимодействия и самоотношением подростка» (Бакинский филиал МГУ, н.р. - доц. Поскребышева Н.Н.); Курбанова С.Р. «Особенности образа «Я» азербайджанских подростков с разной выраженностью чувства одиночества» (Бакинский филиал МГУ, н.р. - доц. Алмазова О.В.); Спектр Д.М. «Родительское отношение и образ взрослости» (н.р.- канд. психол. наук Старостина Ю.А.); Алыева М.А. «Я-концепция и стили взаимодействия в межличностных отношениях в юношеском возрасте» (н.р. - доц. Садовникова Т.Ю.); Кравцова А.В. «Аспекты развития эмоционально созависимых отношений в юношеском возрасте» (н.р. - доц. Поскребышева Н.Н.); Тимошкина Я.А. «Морально – ценностная и мотивационная основа волонтерства молодежи» (Бакинский филиал МГУ, н.р. - доц. Молчанов С.В.). В 2022 году сотрудники кафедры возрастной психологии и психогенетики приняли участие и выступили с докладами в ежегодной научной конференции «Ломоносовские чтения», Секция «Психология»: «Актуальные проблемы психологии. Цифровизация образования и трансформация технологий психологического исследования и обучения» (19 апреля, г. Москва). С сообщением выступила на Пленарном заседании: проф. Карабанова О.А. «Возрастно-психологический подход как теоретико-методологическая основа современного дошкольного образования»; в работе подсекции «Проблемы здоровья и благополучия в психологических исследованиях» приняли участие и выступили с докладами: ст. науч. сотр. Панкратова А.А. и др. «Стратегии эмоциональной регуляции и субъективное благополучие супругов: эффекты актора и партнера; проф. Пряжников Н.С. «Специфика разных типов семейной карьеры»; доц. Захарова Е.И., проф. Карабанова, канд. психол. наук Старостина Ю.А. «Согласование семейной и профессиональной карьеры как условие преодоления кризиса семьи»; доц. Чурбанова С.М., доц. Чеснокова О.Б. «Особенности социо-когнитивного и креативного развития подростков и юношей с разным уровнем развития компонентов личной профессиональной перспективы». В работе XIII Международной конференции исследователей высшего образования «Новые образовательные результаты для благополучия и успеха» приняли участие и выступили с докладом «Моральная атмосфера вуза и эмоциональное благополучие студентов» доц. Садовникова Т.Ю., Закревская Д.С.: студент 6 курса. С докладом на Пленарном заседании IY Международной научно-практической конференции «Современная дефектология: междисциплинарный подход к теоретическим и практическим проблемам нарушений развития у детей» (14-15 апреля, г. Москва) выступила проф. Карабанова О.А. В научных чтениях памяти Е.О. Смирновой приняла участие и выступила с докладом «Современное детство и дошкольное образование – на защите прав ребенка» проф. Карабанова О.А. Сотрудники кафедры приняли участие в ежегодной научно-практической выставке «Здоровье нации – основа процветания России» (11-13 мая, г. Москва) в рамках стендового доклада «Создание атмосферы здоровья в детских стационарах уникальным дизайном среды как средство психологической реабилитации» (БФ «Грани таланта» - Шелег Е.А., доц. Чурбанова С.М., Алексеева Г.А.: аспирант). В 2022 году сотрудники кафедры возрастной психологии приняли участие в международной научной конференции «Ананьевские чтения - 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков – к новым достижениям и инновациям» (18-21 октября, г. Санкт-Петербург), с докладом и публикацией статьи выступили: доц. Молчанов С.В., доц. Алмазова О.В., доц. Поскребышева Н.Н. «Роль волонтерства для психологического благополучия современной молодежи». В работе VI международной научно-практической конференции «Цифровые трансформации реальности: в поисках культурного кода между поколениями» (8 февраля, г. Москва) выступил с докладом (Приглашенный) «Цифровое волонтерство в молодежной среде: мотивы и смыслы» доц. Молчанов С.В. Прошла предпечатную подготовку книга «Избранных психологических трудов» классика отечественной психологии П.Я. Гальперина, в которой в наиболее полном виде представлена разработанная им система психологии. Теория и методология П.Я. Гальперина служит основанием для современных исследований общих закономерностей и индивидуальных особенностей психического развития, обучения и воспитания. Для указанного издания доц. Бурменской Г.В. написаны: Предисловие // Психология: предмет и метод. Избранные психологические труды / П.Я. Гальперин. — М.: Издательство Московского университета, 2022. С. 9-11; Предметный указатель // Психология: предмет и метод. Избранные психологические труды / П.Я. Гальперин. — М.: Издательство Московского университета, 2022. С. 827-839. В 2022 году под ред. доц. Бурменской Г.В. и др. опубликована монография - Обухова Л.Ф. Основы общей (генетической) психологии. Теория П.Я. Гальперина и формирующий эксперимент. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 292 с.). В систематизированной форме издание знакомит с широким кругом фундаментальных и прикладных проблем психологии: учением об ориентировочной деятельности как функции психики, ее развитием в фило-, антропо- и онтогенезе, теорией и методом поэтапного формирования умственных действий и понятий. В 2022 году опубликована коллективная монография в издательстве Московского университета: Пряжников Н.С., Молчанов С.В., Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Старостина Ю.А. «Ценностно-моральные и когнитивные факторы становления субъекта профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте» – как реализация издательского проекта по секции «Гуманитарные и общественные науки» (21-113-00079; доц. Молчанов С.В. – руководитель); В 2022 году опубликована монография «Психология переосмысления человеком себя и мира, или После того, как …» (М.: Изд-во МПСУ; проф. Пряжников Н.С.). В 2022 году были продолжены исследования в рамках НИР по грантам РФФИ: «Моральная идентичность как условие участия в волонтерской деятельности молодежи-пользователей социальных сетей в период вхождения во взрослость» (20-013-00439\20; доц. Молчанов С.В. – руководитель; проф. Пряжников Н.С., доц. Алмазова О.В., доц. Поскребышева Н.Н.); Проводятся междисциплинарные исследования совместно с кафедрой социальной психологии по гранту РНФ «Предикторы психологической адаптации личности в ситуации глобальных рисков цифрового мира: межпоколенный и гендерный анализ» (22-18-00230; доц. Тихомандрицкая О.А. – руководитель; проф. Карабанова О.А., доц. Молчанов С.В., канд. психол. наук Старостина Ю.А. и др.). Ключевые слова: психология развития, онтогенез, функциональное развитие, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст, молодежь, зрелость, эмоционально-личностное развитие, социо-когнитивное развитие, креативность, ценностно-смысловая сфера, моральная атмосфера вуза, автономия личности, решение задач взросления, когнитивная автономия, профессиональное самоопределение, профессиональная карьера, жизненные планы, тип привязанности, эмоциональный интеллект, детско-родительские отношения, родительская позиция, романтические отношения, информационная социализация, цифровое волонтерство, цифровизация в высшей школе, креативность в цифровой среде, кибербуллинг, транзитивность общества, психология нестабильности, семейная карьера, здоровье детей, ребенок со специальными нуждами, творческая реабилитация, психологическая помощь семье, супружеские конфликты.