ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Тема исследований №1. «Нормативно-ценностные представления современных родителей, учителей, воспитателей (анализ содержания моральных суждений)» Проводился анализ моральных суждений взрослых (55чел.- 74,5% женщины, 25,5% - мужчины), непосредственно связанных с процессом социализации молодого поколения в условиях современного мегаполиса (родителей, учителей, воспитателей). В качестве прототипного использовалось исследование моральных суждений детей Ж.Пиаже, который выделял две стадии развития: гетерономную и автономную мораль (в нашем исследовании блок гетерономной морали обозначаем как «первый» нормативный блок, а корпус правил «автономной» стадии обозначен как «второй» тип норм). Проведенный сравнительный анализ содержания суждений респондентов позволяет обсудить вопрос о степени схожести представлений о норме. На основании анализа моральных суждений взрослых (родителей, учителей, воспитателей) содержательно не выявлено однозначной нормативной доминанты. В состав ориентиров взрослых входят конструкции нормативного комплекса «первого» и «второго» типа. Выразителями норм «второго типа» в большей степени являются родители, затем идет группа «учителей», в меньшей степени это выражено у «воспитателей». Нормативный комплекс «первого» типа чаще проявляется при обсуждении ситуаций в группе «воспитателей». Выявленные статистически значимые отличия данных в группах «родителей» и «воспитателей», дают основание поставить практический вопрос о возможности функциональной взаимозаменяемости представителей этих групп в педагогической практике. На основании проведенного анализа поставлен вопрос о необходимости проведения комплексных исследований нормативно-ценностного системы, являющейся составной частью регуляции активности детей и взрослых. Публикация: Шелина С.Л., Митина О.В.Нормативно-ценностные представления современных родителей, учителей, воспитателей (анализ содержания моральных суждений) журнале: Психологическая наука и образование, том 20, № 1, с. 49-58 (рекомендовано ВАК) Тема исследований №2: «Развитие навыков взаимодействия у детей, подростков, взрослых» В процессе анализа видеозаписей игр детей, подростков и взрослых (134 игровые группы по 3-7 человек в каждой; всего - 677 чел) выявлена динамика освоения определенных форм организации групп при решении задач, предполагающих различный уровень кооперирования по цели и процессу. Данные были получены на основании фиксации поведенческих реакций и контент-анализа высказываний участников игр. Показано, что развитие навыков соорганизации детей идет от непродуктивных коактивных форм к продуктивным совместно-распределенным формам взаимодействия. Показано, что необходимость действий «организационной» надстройки (планирование, контроль, оценка) возникает в основном при решении задач с четкой, единой для группы целью. Выявлены некоторые проблемные зоны процесса развития различных форм кооперирования. Показана неоднозначная роль взрослых в процессе освоения навыков соорганизации детей. Поставлен вопрос о роли коммуникативных навыков в процессе воспитания самостоятельности человека. Поставлен вопрос о содержании рабочей объяснительной модели процесса развития навыков взаимодействия. Публикации по теме: 1.Развитие навыков соорганизации как условие обеспечения самоорганизации ученика. Сборник трудов. Ананьевские чтения-2015:Фундаментальные проблемы психологии:материалы научной конференции./отв.ред.В.М.Алахвердов. СПб: СПбГУ, Скифия-принт, 2015- с.197-198 (тезисы) 2.The Dynamics of the Development of Cooperation Modes amond Children, Teenagers and Adults: The Case of Analysis of the Distribution of Functional Roles. Svetlana Shelina. в сборнике Central and Eastern European LUMEN Conference: New Approaches in Social and Humanistic Sciences Working Papers Volume of LUMEN NASHS 2015 International Conference 11th – 13th of September 2015, Chisinau, Moldova WORKING PAPERS Тема исследований № 3. «Открытые вопросы концепции планомерного формирования действий с заданными свойствами» Концепция школы П.Я.Гальперина возникает в определенных условиях при решении конкретных исследовательских и практических задач. П.Я.Гальпериным и его последователями было описано видоизменение, движение по форме развивающегося действия, была указана специфика каждой из форм действия, был выстроен континуум «возможного» в развитии действия с указанием высшей точки. Ситуация развития современных детей изменилась: цивилизация слова вытесняется конструкциями «образа». Дидакт процедуры планомерного формирования во многом ориентирован на наличие полноценной речевой формы, где сознание фокусируется не только на четко выделенном предмете рассуждения, но и на соответствии процесса определенным правилам. Остро встает вопрос диагностики и специальной процедуры построения «предварительных» знаний и умений (в частности социально-организационных навыков, лежащих в основе самостоятельности). Остаются открытыми вопросы: а) механизмов развития действия, конкретизации специфики, возможностей и ограничений каждой из ранее выделенных форм; б) роли каждой формы для полноценного развития последующих (например, перцептивной формы для формы внутреннего действия); в) содержания и значения переходные состояния от одной формы действия в другую; г) значение «реверсивных» движений по формам действий, когда в определенных ситуациях имеет место возврат к предшествующей форме. Важным является вопрос выявления характера видоизменения внутренней организации действия при рассмотрении ситуаций, когда человек, уже освоив более высокий уровень действия, решает задачи в иной форме. Особый вопрос о «свойствах действия» - индикаторах происходящих изменений. Выявленные «первичные» и «вторичные» свойства действия следует рассматривать как « следы» функционирования изменяющейся, сложноорганизованной системы. Не исключено, что будет отмечено отсутствие синхронизации процессов развития по отдельным фазам становления действия. За каждым свойством действия стоит характер взаимосвязей всех элементов системы. Характер взаимосвязей меняется на каждом этапе развития системы. Публикации по теме: 1. Шелина С.Л.Проблемные узлы концепции П.Я.Гальперина и его последователей. В журнале "Научные перспективы 21 века. Достижения и перспективы нового столетия" г. Новосибирск, № 4(11), часть3, с. 107-109 2. Шелина С.Л.Открытые вопросы концепции планомерного формирования действий с заданными свойствами. В сборнике Материалы Всероссийской конференции с международным участием "От истоков к современности", посвященной 130-летию организации психологического общества при Московском университете, место издания: Москва, том 2, с. 129-131 По темам исследований были сделаны следующие сообщения: 1.Шелина С.Л.Типы взаимоотношений "Взрослый-Ребенок" как развивающаяся конструкция. Условия. Ограничения и возможности каждого вида конструкции (Устный) YI форум отцов. "Отец - ответственная должность", г.Архангельск, Россия, 25-26 ноября 2015 2. Шелина С.Л.Развитие навыков соорганизации как условие обеспечения самоорганизации ученика (Устный) "Ананьевские чтения- 2015. "Фундаментальные проблемы психологии", г.Санкт-Петербург, СПбГУ, Россия, 20-22 октября 2015 3. Шелина С.Л. Открытые вопросы концепции планомерного формирования действий с заданными свойствами. (Устный) ."От истоков к современности" 130лет организации психологического общества при Московском университете, Москва, Россия, 29 сентября - 1 октября 2015 4. Svetlana Shelina. The Dynamics of the Development of Cooperation Modes among Children, Teenagers and Adults: The Case of Analysis of the Distribution of Functional Roles