Аннотация:Цель данной работы – исследовать (с учетом пола) взаимосвязь параметров мотивации учебной деятельности старшеклассников (мотивационного профиля) с локусом контроля (профилем по типам социальных ситуаций). Обнаружено, что выраженность учебно-познавательной мотивации по всей выборке коррелирует с общей интернальностью, с интернальностью в области семейных отношений (значимо по всей выборке, и в равной мере характерна для мальчиков и девочек). Мотивация достижения связана с общей интернальностью, интернальностью в области достижений и учебных отношений, а также в области неудач (в основном за счет мальчиков). Мотивация аффилиации отрицательно коррелирует с общей интернальностью, интернальностью в области семейных отношений (за счет девочек) и с интернальностью в области учебных отношений (в основном за счет мальчиков), а также с интернальностью в области неудач (значимо по всей выборке, и в равной мере характерна для мальчиков и девочек). Таким образом, чем сильнее у учащихся выражена учебная мотивация и ориентация на успешную профессиональную деятельность в будущем, тем чаще они интерпретируют учебные события как результат собственных действий и активности.