Аннотация:Представлены результаты исследования прогностической силы комплекса психологических характеристик в контексте успешности выполнения государственного экзамена по математике выпускниками девятых классов общеобразовательной школы. В фокусе внимания оказались общие и специальные когнитивные характеристики (скорость переработки информации, зрительно-пространственная рабочая память, чувство числа, флюидный интеллект, а также математическая беглость и точность определения числа на линии), личностные черты (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, дружелюбие, добросовестность), мотивация к изучению математики. Анализируются кросс-секционные данные 324 российских участников проекта «Кросскультурное лонгитюдное исследование успешности в школьном обучении». Все 324 участника являлись учениками девятых классов трех выпусков одной общеобразовательной школы в возрасте от 14,7 до 17,3 года (среднее значение возраста составляет 15,8; стандартное отклонение - 0,4). Общие и специальные когнитивные характеристики диагностировались в ходе выполнения компьютеризированной тестовой батареи. Флюидный интеллект, личностные черты и мотивация измерялись с помощью печатных версий теста «Стандартные прогрессивные матрицы» и опросников «Большая пятерка - детский вариант», «Учебный интерес и академическая самооценка» соответственно. Данные обрабатывались методами корреляционного и регрессионного анализа. Согласно исследованию, с помощью показателей когнитивного развития, личностных черт «Большой пятерки» и мотивации объяснено 35 % дисперсии показателя экзаменационного балла по математике. При этом за счет показателей когнитивной сферы объяснено 28 % дисперсии, за счет личностных черт - 7 % дисперсии, а введение мотивации к изучению математике не увеличило процент объясненной дисперсии экзаменационного балла. В итоговой регрессионной модели, включающей анализируемые показатели когнитивного, личностного и мотивационного развития, в качестве значимых предикторов успешности выполнения основного государственного экзамена по математике выделяются два когнитивных показателя: флюидный интеллект, математическая беглость - и две личностные черты: открытость опыту и нейротизм.