Когнитивные функции и успешность освоения чтения в школьном возрасте при типичном развитии и умственной отсталости легкой степенистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 апреля 2022 г.
Аннотация:Представлены результаты анализа связи показателей когнитивного развития и успешности освоения чтения в группах детей школьного возраста с типичным развитием и умственной отсталостью легкой степени (F70.0, МКБ – 10). В качестве показателей когнитивного развития рассматривается скорость переработки информации, зрительно-пространственная рабочая память и невербальный интеллект, а в качестве успешности освоения навыка чтения – темп чтения текстов в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального и основного общего образования. В исследовании приняли участие 212 учеников (39% девочек), обучающихся в 1 – 9 классах 1) образовательного учреждения, реализующего программы специальной (коррекционной) школы VIII вида, и 2) общеобразовательной организации. Формирование выборки типично развивающихся школьников осуществлялось с помощью технологии подбора к школьникам с атипичным развитием по критериям количества лет обучения в школе, пола ученика, полной или неполной семьи, количества детей в семье и уровня образования матери. Показано, что возрастные изменения успешности освоения чтения на протяжении обязательного школьного обучения характеризуются нелинейным паттерном у детей с типичным развитием и линейным – у детей с умственной отсталостью легкой степени. Различия между школьниками с типичным и атипичным развитием по темпу чтения увеличиваются с первого по седьмой год обучения в школе, а далее с седьмого по девятый класс могут сокращаться. В ходе регрессионного анализа выявлены различия в прямых эффектах влияния невербального интеллекта, скорости переработки информации и зрительно-пространственной рабочей памяти на успешность освоения чтения в зависимости от типа психического развития и уровня школьного обучения. Медиационный анализ показал, что спецификой когнитивного функционирования может быть объяснено не более 17 % различий в успешности освоения чтения между школьниками с типичным и атипичным развитием.