Аннотация:Наиболееадекватной частнонаучной методологией для анализа процессов функционирования языкового и неязыкового сознания в производстве и восприятииречи является теория деятельности (ТД) А.Н. Леонтьева, сформированная в рамкахкультурно-историческогоподходаЛ.С.Выготского.Формированиеязыковогоинеязыковогосознанияосуществляетсявсовместнойдеятельностивзрослогоиребенка,погруженнойвречевоеобщение,врезультатечего возникает общность сознаний, что является непременной предпосылкой знаковогообщения. Производство речи осуществляется в форме вербального моделированияобразов восприятия, образов воспоминания и воображения или только с опорой назначения языковых знаков – так называемая безо́бразная речь. Речь, т.е. вербальноемоделированиесознания– этонесознание,ато,вчемвовнешнейформесуществуетсознаниечленовконкретногоэтноса.Образмира,понятие,введенноеА.Н.Леонтьевым– это сознание члена социума, деятельностно присвоившего этническую культурусвоего социума. Образ мира – это система знаний, которыми этнос вооружает своихчленов и которые составляют его этническую идентичность. Передача речевого сообщения– этонепередача информации,аконструированиереципиентомсодержанияречевой цепи, состоящей только из тел языковых знаков. При передаче языковыхсообщенийговорящийпродуцируеттолькоцепочкутелязыковыхзнаковипредлагаетее реципиенту для восприятия, задавая программу порождения содержания этой цепочки,котороереципиентконструируетизсобственныхзнаний.