Аннотация:Цель данной работы – исследовать (с учетом пола) взаимосвязь параметров мотивации учебной деятельности старшеклассников (мотивационного профиля) с локусом контроля (профилем по типам социальных ситуаций) и стилем атрибуции.
Результаты.
Выраженность статусной мотивации коррелирует с интернальностью в межличностных отношениях (r=0.35), с объяснением успеха наличием способностей (r=0.36) (за счет девочек). Выраженность учебно-познавательной мотивация коррелирует с интернальностью в семейных отношениях (r=0.33) у девочек, с объяснением успеха приложенными усилиями (r=0.39), а не везением (r=-0.32) у мальчиков. Чем больше выражена мотивация данного типа, тем больше склонны мальчики объяснять свои успехи собственными стараниями, а неудачу меньше всего связывают с отсутствием способности (r=-0.29) или везения (r=-0.31). Выраженность мотивации достижения коррелирует с интернальностью в области достижений (r=0.35) и в межличностных отношениях (r=0.31) у мальчиков, а также прямым объяснением успеха прилагаемыми усилиями и стараниями (r=0.35) у мальчиков и (r=0.37) у девочек. Выраженность мотивации социальной ответственности коррелирует для мальчиков с общей интернальностью (r=0.31) и интернальностью в семейных отношениях (r=0.30). Мальчики отрицают факторы отсутствия собственных усилий (r=-0.41) и способностей (r=-0.39) в ситуации неудачи; девочки отрицают причину неудачи в отсутствии способности (r=-0.36), но объясняют ее трудностью задания (r=0.34). Выраженность мотивации аффилиации коррелирует для мальчиков с объяснением успеха везением (r=0.37), а неудачи – отсутствием усилий (r=0.38), а также со склонностью к эстернальности (корреляции на уровне тенденции) почти во всех областях (особенно в области достижений и учебной сфере), кроме сферы межличностных отношений; для девочек – с отрицанием роли способностей в ситуации успеха (r=-0.32).