Взаимосвязь уровней развития логико-математических и пространственных операций у старших дошкольниковстатья

Статья опубликована в журнале из перечня ВАК

Работа с статьей


[1] Погожина И. Н., Кислова В. А. Взаимосвязь уровней развития логико-математических и пространственных операций у старших дошкольников // Психологические исследования (электронный журнал). — 2016. — Т. 9, № 49. — С. 11. В системе логического мышления субъекта выделяют группы логико-математических и пространственно-временных операций. К логико-математематическим относят операции классификации, сериации, построения инвариант (понимание принципа сохранения), к пространственно-временным - операции структурирования пространства (линейное упорядочивание, трансформация геометрических форм, реконструкция сенсомоторного пространства на уровне представлений), структурирования времени. Логико-математические операции отображают взаимосвязи и отношения между разрывными, дискретными объектами окружающей действительности, пространственные операции касаются непрерывных объектов. По Пиаже эти две группы операций развиваются параллельно и синхронно. Цель исследования – изучить на основе эмпирических данных характер взаимосвязи между уровнями развития децентрации, логико-математическими операциями с одной стороны и операциями структурирования пространства и пространственным восприятием – с другой. Для диагностики уровней развития логико-математических и пространственных операций использовались классические методики Пиаже, для диагностики пространственного восприятия – методика Бендер гештальт тест. Сопоставлены уровни развития децентрации, логических операций классификации, сериации, понимания принципа сохранения (на разном материале), пространственных операций линейного структурирования, трансформации геометрических форм, реконструкции сенсомоторного пространства, пространственного восприятия у 52 испытуемых (5-8 лет). Для статистической обработки данных использовался метод ранговой корреляции Спирмена (ρ Spearman) и множественный регрессионный анализ. Выявлены статистически значимые корреляционные взаимосвязи между: 1) пространственной операцией линейного упорядочивания – с одной стороны и логической операцией сериации (p<0,05) и пониманием принципа сохранения дискретных количеств (p<0,01) – с другой; 2) пространственной операцией трансформации геометрических форм и логическими операциями сериации (p<0,05) и классификации (p<0,01); 3) пространственным восприятием и пониманием принципа сохранения дискретных количеств (p<0,01) и объема (p<0,05). В результате регрессионного анализа обнаружено, что значимым предиктором для показателей развития операции линейного упорядочивания и пространственного восприятия является понимание принципа сохранения дискретных количеств (p<0,05), для трансформации геометрических форм - логические операции классификация и сериация. Сделан вывод о статистическом обосновании гипотезы Пиаже: логико-математические и пространственные операции в системе логического мышления субъекта развиваются взаимосвязано. Ключевые слова: логическое мышление, классификация, сериация, понимание принципа сохранения, децентрация, пространственные операции, линейное упорядочивание, трансформация геометрических форм, реконструкция сенсомоторного пространства, Пиаже.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть