Эмоциональное отношение к школе и самоотношение старшеклассников различного пола и возрастастатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 7 октября 2020 г.
Аннотация:В статье представлены результаты работы, направленной наизучение (с учетом пола и возраста) эмоционального отношения к учебной деятельности и самоотношения старшеклассников в их взаимосвязи . Отдельно для групп мальчиков и девочек выявлялись: 1) структура эмоционального отношения к ценностям школьной жизни с помощью факторного анализа оценок по методике семантического дифференциала; 2) показатели самоотношения по методике С.Р. Пантилеева; 3) корреляционные взаимосвязи выделенных факторов с параметрами самоотношения . Исследовались школьники 9—11-х классов (14—17 лет) двух школ г. Москвы; всего опрошено 346 человек, которые были разделены на 4 группы: младшие группы (8—9-е классы, 14—15 лет) мальчиков (73) и девочек (76), старшие группы (10—11-е классы, 16—17 лет) мальчиков (98) и девочек (99); в том числе по двум методикам одновременно 217 учеников: младшие группы мальчиков (41) и девочек(49), старшие группы мальчиков (63) и девочек (66). Описана половая специфика взаимосвязей эмоционально-мотивационного отношения к учебе и параметров самоотношения. Обнаружено, что у девочек эмоционально-мотивационное отношение к учебе в большей степени согласованно с параметрами самоотношения; с возрастом происходит изменение смыслового содержания некоторых мотивов — для мальчиков в сфере аффилиативно-статусной мотивации, а для девочек в сфере самоутверждающе-учебной мотивации . Мотивация долженствования (учеба как необходимый труд) оказалась в большей степени сходной для групп мальчиков и девочек, она незначительно изменяется при взрослении.