Мозг ученика как декодер с возрастающей пропускной способностью: результаты имитационного моделированиястатья

Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 2 сентября 2020 г.

Работа с статьей

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Полный текст Mayer_DEKODER_INF.pdf 281,1 КБ 5 апреля 2020 [Mayer_Robert]

[1] Майер Р. В. Мозг ученика как декодер с возрастающей пропускной способностью: результаты имитационного моделирования // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2019. — № 4. — С. 3–8. Современная теория обучения использует различные метафоры и аналогии, объясняющие особенности учебного процесса. Статья посвящена анализу и дальнейшему развитию метафор человек – канал связи и мозг – декодер сообщений, широко используемых в дидактике и когнитивной психологии. В ней обсуждается принципиальная возможность оценки семантической сложности учебного текста (или устного сообщения) и построения его сложностного профиля. Для этого анализируемый текст разбивается на элементарные фразы, выражающие простые мысли. Семантическая сложность фразы относительно некоторого тезауруса считается равной количеству слов, которое требуется произнести, чтобы объяснить ее суть ученику с данным тезаурусом. Оценив сложность каждой фразы, можно построить сложностный профиль текста – график зависимости вероятности наличия фразы в тексте от ее сложности. Введены понятия: коэффициент передачи декодера мозга, объемный и информационный коэффициенты понимания. Методами математического моделирования показано, как результат обучения зависит от сложностного профиля учебного материала и пропускной способности декодера мозга ученика. С ростом обученности ученика происходит увеличение объемного и информационного коэффициентов понимания. Также построена компьютерная модель, моделирующая процесс обучения. При этом учитывается, что: 1) учитель и ученик образуют информационную семантическую систему, а обучение сводится к восприятию (прослушиванию или чтению) последовательности текстов возрастающей сложности; 2) по мере усвоения более сложных идей (фраз) у ученика возрастает пропускная способность канала связи за счет зоны ближайшего развития; 3) чем больше сложность понятых идей, тем выше их скорость забывания. Результаты моделирования показывают, что рассматриваемая метафора и предлагаемые модели действительно позволяют объяснить, как происходит обучение. [ DOI ]

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть