Аннотация:Понятие копинг- стратегий впервые было введено Р. Лазарусом и С. Фолкман в рамках транзактной модели стресса. Согласно этой модели, стресс и переживаемые эмоции являются результатом взаимодействия средовых процессов и человека. Копинги были определены как когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности (Lazarus, Folkman, 1984).
Копинг-стратегии являются фактором важным для психологического благополучия, поэтому их исследование и диагностика представляют особый интерес. Однако, существенным препятствием для такого рода исследований на русскоязычных выборках является отсутствие надежного инструментария, позволяющего диагностировать широкий набор стратегий преодоления трудностей у взрослых.
Существует большое число разнообразных вопросников, предназначенных для диагностики стратегий совладания, некоторые из них предназначены для исследования отдельных возрастных групп, другие посвящены изучению стратегий совладания в конкретных трудных жизненных ситуациях (преодоления болезни и т.п.). Опросник способов совладания со стрессом COPE, будучи простым в использовании, является одной из наиболее широко применяемых методик диагностики копинг-стратегий. Он была предложен Чарльзом Карвером (ун-т Майами), Майклом Шейером (ун-т Карнеги Меллона) и Джегдишем Кумари Вентраубом (ун-т Майами) в 1989 г. (Carver, Scheier, Weintraub, 1989).
Характерным отличием данной методики от многих других опросников стратегий совладания является то, что при ее разработке авторы основывались на двух теоретических подходах - подходе Лазаруса и на их собственной модели саморегуляции поведения (Scheier, Carver, 1988). Однако, в отличие от Лазаруса, авторы методики полагают, что проводимое им разграничение между сфокусированными на проблеме и сфокусированными на эмоциях способами совладания является слишком упрощенным.
Изначально опросник содержал 13 шкал, вскоре были добавлены еще 2 шкалы – использование юмора и обращение к алкоголю и другим «успокоительным». В результате полная версия опросника состоит из 60 пунктов объединенных в 15 шкал, каждая из которых содержит 4 пункта. Показатели надежности оригинальной версии опросника (альфа Кронбаха) варьируют от 0.92 (обращение к религии) до 0.62 (активный копинг), единственный низкий показатель демонстрирует шкала мысленного ухода от проблемы – 0.45 (по Carver et al., 1989). Авторы опросника не рекомендуют использовать какие бы то ни было «общие» индексы копинга, будь то «проблемно-ориентированный» и «эмоционально-фокусированный» или «адаптивный» и «неадаптивный» индекс, рекомендуя анализировать данные каждого испытуемого по каждой шкале отдельно или дополнять этот анализ выделением факторов второго порядка по каждой конкретной (своей) выборке и использовать их как предикторы. (Была также предложена сокращенная версия опросника (Carver, 1997), содержащая 14 шкал по 2 пункта в каждой и рекомендуемая к использованию при недостатке времени. В настоящее время Л.А. Айдарова и Д.А. Леонтьев ведут работу по его адаптации.)
Опросник COPE предназначен как для диагностики ситуационных стратегий преодоления трудностей, так и для лежащих в их основе диспозиционных стилей, в зависимости от того, связаны ли оценки респондентов с их "обычными" способами реагирования или со специфическими трудными жизненными (стрессовыми) ситуациями.
Работа по адаптации диспозиционной версии опросника осуществлялась в три этапа на протяжении 2005-2010 гг. на факультете психологии МГУ. На первом этапе опросник был переведен с английского языка на русский, и затем снова с русского на английский группой хорошо владеющих английским языком сотрудников и аспирантов факультета психологии МГУ при последующей помощи (консультациях) двух владеющих русским языком американских клинических психологов.
Общее количество сформулированных пунктов равнялось 70. В первом этапе исследования принимали участие испытуемые 18-36 лет (N=225). Большинство шкал продемонстрировали удовлетворительную надежность, коэффициент альфа Кронбаха варьировал от 0.90 (использование успокоительных) до 0.61 (подавление конкурирующей активности). Четыре шкалы обнаружили слабые показатели надежности в пределах 0.44-0.59, а именно шкалы мысленного ухода от проблемы, отрицания, сдерживания и поведенческого ухода. Для повышения показателей надежности мы удалили утверждения, имеющие низкую факторную нагрузку на шкалу и заново сформулировали 10 новых пунктов. Важно отметить, что в оригинальной американской версии опросника шкала мысленного ухода от проблемы также имела низкие показатели внутренней согласованности (0.45).
На втором этапе проверялся окончательный русскоязычный вариант опросника, содержащий 60 пунктов, по 4 пункта на шкалу. Показатели внутренней согласованности 15-ти шкал оказались удовлетворительными и не уступающими американскому оригиналу. Опять таки шкала мысленного ухода от проблемы показала низкие показатели надежности. Но, учитывая аналогичные показатели американского оригинала, было решено оставить данную шкалу в окончательной версии опросника. В таблице 1 приведены данные по надежности методики:
Табл. 1. Значения коэффициентов надежности альфа Кронбаха для шкал опросника COPE
1. Позитивное переформулирование и личностный рост 0,77
2. Мысленный уход от проблемы 0,41
3. Концентрация на эмоциях и их активное выражение 0,88
4. Использование инструментальной социальной поддержки 0,82
5. Активное совладание 0,77
6. Отрицание 0,68
7. Обращение к религии 0,92
8. Юмор 0,89
9. Поведенческий уход от проблемы 0,73
10. Сдерживание 0,58
11. Использование эмоциональной социальной поддержки 0,89
12. Использование «успокоительных» 0,90
13. Принятие 0,74
14. Подавление конкурирующей деятельности 0,79
15. Планирование 0,76
На третьем этапе осуществлялась проверка внешней валидности вопросника. Оценивалась связь отдельных копинг- стратегий со следующими шкалами психологического благополучия: 1) шкалами витальности, ситуативной и диспозициональной (Р. Райан, С. Фредерик, в адаптации Д.А. Леонтьева и Л.А. Александровой), 2) тестом диспозиционного оптимизма (LOT, Ч. Карвер, М. Шейер, 1985, адаптация Гордеева, Сычев, Осин, 2010, в печати), 3) шкалой удовлетворенности жизнью Э. Динера с коллегами (1985). Для оценки физического благополучия использовалась шкала GHQ Д. Гольдберга и Ф. Вильямса (1988).
Было обнаружено, что стратегии активного преодоления трудностей, позитивного переформулирования и обращение к юмору связаны с оптимизмом, витальностью, удовлетворенностью жизнью и меньшим количеством физических симптомов. С другой стороны, шкалы поведенческого ухода и обращение к успокоительным обнаруживают отрицательные связи с психологическим благополучием и здоровьем. Эти данные хорошо согласуются с данными Карвера, Шейера и их коллег, а также других авторов (Carver et al., 1989, Scheier et al., 1994; Solberg Nes, Segerstrom, 2006).
Социальная желательность. Социальная желательность COPE оценивалась с помощью сокращенной версии (30 пп.) опросника BIDR Д. Паулса в адаптации Е.Н. Осина (Осин, 2010, в печати). Полученные результаты свидетельствуют о том, что социальная желательность оказывает влияние на следующие шкалы опросника: активное совладание, позитивное переформулирование, личностный рост, планирование и подавление конкурирующей активности. С другой стороны, она отрицательно связана с тем, что испытуемый сообщает об обращении к стратегии отрицания проблемы, поведенческого ухода от ее решения и стратегии концентрации на эмоциях и их активном выражении. Эти данные в целом соответствуют данным авторов методики, однако, обнаруженные нами связи несколько сильнее. Возможно, это связано с тем, что использовались разные шкалы для оценки социальной желательности (авторы использовали шкалу Марлоу-Крауна).
Гендерные различия. Были обнаружены следующие особенности по фактору пола испытуемых. Женщины были склонны чаще обращаться к стратегиям фокусировки на эмоциях, использованию социальной поддержки (p<0.01) и эмоциональной поддержки (p<0.001), а также к мысленному уходу (p< .01). В отношении обращения к остальным 11-ти стратегиям совладания со стрессом различий не обнаружено.
Опросник можно запросить у авторов адаптации (tamara@got.ps.msu.su) или tamgordeeva@gmail.com