ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Объектом исследования является познавательное, эмоциональное и ценностно-моральное развитие в онтогенезе. Цели исследования – выявление условий развития в обучении и воспитании когнитивной, мотивационной, нормативно-ценностных сфер личности, взаимовлияния этих сфер в онтогенезе, а также их функционирование в разных видах деятельности. В результате проведенных исследований были выявлены специфические особенности развития мотивационной и нормативно ценностной сферы; показано взаимовлияние этих регуляторных образований и познавательной сферы; описаны механизмы развития мышления; вскрыты проблемы развития как эмоционально-личностной, так и когнитивной сферы; определены факторы, предопределяющие проблемы освоения определенных навыков и умений (часть1). Выявлены условия, обеспечивающие настройку на конструктивное взаимодействие, продуктивность освоения и усвоения нового (формы, средства); рассмотрена возможность использования некоторых средств при решении вопросов коррекции (часть 2). Обобщение результатов серии исследований позволило не только конкретизировать базовые объяснительные понятия («межличностное познание»), но и выявить неоднозначность часто используемых категорий («компетентность»). В результате анализа полученных данных была уточнена модель процесса усвоения навыков, базирующихся на логических построениях. Показана необходимость построения «промежуточной» научно-прикладной теории, основным содержанием которой является последовательное построение и реализация трехмодельной схемы, включающей психологическую, психолого-педагогическую и инструментально-методическую модели обучающей ситуации (часть3). Созданы развивающие учебно-методические пособия, программы, тренинги. Обобщенные результаты проведенных исследований позволяют не только операционализировать общие положения инновационных образовательных программ, но поставить вопросы о необходимости психолого-педагогического сопровождения процесса реализации (часть 4). Многоаспектный анализ позволил не только уточнить специфику развития каждой из сфер (мотивационной, ценностной, когнитивной), определить адаптивные и неадаптивные условия взросления, выявить процедурные особенности, формы, виды, обеспечивающие продуктивность, эффективность процесса формирования и коррекции навыков и умений, но и обозначить «границы» использования унифицированных процедур. Необходимость индивидуального подхода задана как уровнем общего развития субъекта, так и степенью готовности, уровнем развития «предварительных» действий (познавательных и социально-организационных), являющихся условием для продуктивного освоения новых умений и навыков в каждой возрастной группе.
Выявленный в процессе исследований, посвященных вопросам развития мотивационной, эмоциональной и познавательной сферы (Часть 1), высокий уровень внутренней вариативности и неоднозначности при изучении каждой из исследуемых сфер, выявленные факты неоднозначного взаимовлияния этих образований, выявленная «чувствительность» к средовым, «внешним» по отношению к ребенку, факторам, свидетельствуют о сложной внутренней организации и пластичности исследуемой «системы». Это накладывает определенные ограничения на попытки поиска единого объяснительного принципа (без учета условий функционирования конкретного субъекта в конкретных условиях). В определенных обстоятельствах каждый элемент системы может выступить в качестве системообразующего. В результате проведенных исследований (часть 2) был проанализирован процесс формирования умений и навыков (познавательных, коммуникативных, двигательных) в разных возрастных группах (дошкольники, школьники, студенты). В данных исследованиях, выполненных в традиции деятельностного подхода, выявлены условия, обеспечивающие настройку на конструктивное взаимодействие, продуктивность освоения и усвоения нового (формы, средства); рассмотрена возможность использования некоторых средств при решении вопросов коррекции. В частности, были выявлены факторы, обеспечивающие продуктивность процессов усвоения новых знаний и умений, - настрой ребенка на конструктивную активность, мотивация к освоению конкретного навыка (учебного предмета), возможность реализации индивидуального учебного стиля. В исследованиях показана роль интерактивных форм, игровых форм взаимодействия как условий, обеспечивающих продуктивность процесса усвоения, в том числе, - познавательных навыков. При этом также было показано (на выборке студентов), что для усвоения навыков делового общения (коммуникативных) требуется (как необходимое условие) развитый уровень логического мышления. Полученные данные ставят вопрос о роли в обеспечении продуктивности усвоения «нового» в каждом возрастном регистре некоторых процессов, адресованных к другим, более младшим возрастным группам, к тому, что названо «предварительными» умениями. Выявленная положительная роль «игровой» формы в усвоении познавательных навыков ставит очередной раз вопрос о механизмах усвоения в целом. В результате анализа данных, полученных в процессе проведенных исследований, были созданы развивающие учебно-методические пособия, специальные развивающие программы и тренинги. Обобщение результатов серии исследований позволило не только конкретизировать базовые объяснительные понятия (например, «межличностное познание»), но и выявить неоднозначность некоторых часто используемых категорий (например, «компетентность»). В результате анализа полученных данных были проблематизированы некоторые представления о модели процесса усвоения навыков, базирующиеся на логических построениях; показана необходимость введения дополнительных уровней в теоретическую модель П.Я.Гальперина (часть 3). Обобщенные результаты проведенных исследований позволяют не только операционализировать общие положения инновационных образовательных программ, но показать необходимость постоянного психолого-педагогического сопровождения процесса реализации этих программ (часть 4). Условием решения поставленных исследовательских задач являлись рефлексия исходных объяснительных теоретических конструктов и анализ инструментария. Были рассмотрены принципиальные пути и конкретные возможности практического применения теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Показана необходимость построения «промежуточной» научно-прикладной теории, основным содержанием которой является последовательное построение и реализация трехмодельной схемы, включающей психологическую, психолого-педагогическую и инструментально-методическую модели обучающей ситуации (часть3). За отчетный период были адаптированы, верифицированы несколько методик (часть 5). Проведенный многоаспектный анализ позволил не только уточнить специфику развития каждой из сфер (мотивационной, ценностной, когнитивной), определить адаптивные и неадаптивные условия взросления, выявить процедурные особенности, формы, виды, обеспечивающие продуктивность, эффективность процесса формирования и коррекции навыков и умений, но и обозначить «границы» использования унифицированных образовательно-воспитательных процедур.
факультет психологии МГУ | Соисполнитель |
госбюджет, раздел 0706 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2012 г.-31 декабря 2012 г. | Познавательное, эмоциональное и ценностно-моральное развитие на разных этапах онтогенеза: актуальное состояние и возможности коррекции в игровой, учебной и профессиональной деятельности |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 января 2013 г.-31 декабря 2013 г. | Познавательное, эмоциональное и ценностно-моральное развитие на разных этапах онтогенеза: актуальное состояние и возможности коррекции в игровой, учебной и профессиональной деятельности |
Результаты этапа: | ||
3 | 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. | Познавательное, эмоциональное и ценностно-моральное развитие на разных этапах онтогенеза: актуальное состояние и возможности коррекции в игровой, учебной и профессиональной деятельности |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".