Перцептивные процессы в компьютерных социальных сетяхНИР

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 марта 2012 г.-14 декабря 2012 г. Перцептивные процессы в компьютерных социальных сетях
Результаты этапа:
2 1 марта 2013 г.-13 декабря 2013 г. Перцептивные процессы в компьютерных социальных сетях
Результаты этапа:
3 3 марта 2014 г.-19 декабря 2014 г. Перцептивные процессы в компьютерных социальных сетях
Результаты этапа: Проведены теоретико-аналитическое и эмпирическое исследование перцептивных процессов в опосредствованном Интернетом взаимодействии между людьми. Рассмотрены тенденции, представленные в ходе массового опыта применения социальных сетей. Накопленный участниками социальных сетей опыт самопрезентации, или презентации себя, или самопредъявления заслуживает изучения. Исследование показало также, что коммуникативные(и социально-перцептивные) процессы имеют немалое значение для участников распространенных компьютерных игр, поскольку командные игры опираются на оперативное общение, а многие игроки ценят игры как повод и канал для знакомства и общения. В силу этого проведено исследование перцептивных процессов у пользователей социальных сетей и у игроков в компьютерные игры. В опосредствованном социальными сетями общении осуществляется управление социально-перцептивными процессами коммуникативных партнеров посредством конструирования собственного образа, который презентируется в виде вербальных текстов, дополненных визуальными изображениями, аудиофайлами, интерфейсом конкретной социальной сети, побуждающий участников делиться элементами культурных кодов. Возможность управления социально-перцептивным процессом других участников социальных сетей открывает каналы для манипуляций; в новых условиях недостаточны привычные способы осуществления социальной перцепции. В психологическом плане социально-перцептивная активность пользователей социальных сетей и управление таковой опосредствована развитием идентичностей (личностных, социальных, релятивных и др.). Выявлены феномены множественных идентичностей, а также альтернативных идентичностей. В исследовании определено отношение пользователей социальных сетей к проявлениям альтернативной идентичности: проанализированы когнитивные, аффективные и предметно-действенные типы реакций. Рассмотрено соотношение между сетевой(виртуальной) и реальной личностной идентичностью. Показано, что сетевая идентичность организована проще(на один фактор меньше), чем реальная. При изучении перцепции у компьютерных игроков осуществлено исследование специфики проявления когнитивных стилей у игроков(геймеров) в отличие от контрольной группы не-игроков. Исследованы следующие когнитивные стили: импульсивность/рефлективность, полезависимость/ поленезависимость, гибкий/ригидный познавательный контроль, узкий/широкий диапазон эквивалентности, а также ряд личностных характеристик. Выявлена когнитивно-стилевая и личностная специфика у игроков в компьютерные игры: их характеризует поленезависимый когнитивный стиль и низкие показатели по шкале эмпатии. Опровергнута гипотеза о высокой импульсивности игроков в компьютерные игры: наоборот, для них характерна высокая рефлективность. Рассмотрена связь когнитивных стилей с механизмами непроизвольного интеллектуального контроля. Высокий уровень развития механизмов контроля при выполнении визуально-ориентированных видов деятельности может считаться одним из объяснений полученной в исследовании когнитивно-стилевой специфики геймеров. Делается вывод об актуальности постановки вопроса об изучении специфики реализации социальной перцепции у пользователей коммуникативных и развлекательных сервисов Интернета, тем более что соответствующие процессы претерпевают быстрые изменения и заслуживают тщательного анализа.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".