ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Разрабатывается компьютерная психосемантическая методика, предназначенная для психодиагностики уровня развития детей дошкольного – младшего школьного возраста. Методика направлена на диагностику когнитивной сложности сознания,(включает обработку индивидуальных данных с помощью факторного анализа), диагностику персональных конструктов (индивидуальных форм категоризации себя и других, присущих ребёнку), диагностику самооценки и оценки значимых других в режиме индивидуального опроса. Методика ориентирована на детей начиная с четырех лет, и может быть использована также в клинических исследованиях для диагностики умственной отсталости, аутизма и детской шизофрении. Методика в жанре проективных тестов позволяет реконструировать систему межличностных отношений ребенка. Отвечая на вопросы дети воспринимают эту процедуру как игру, а потому не испытывают страха и отторжения. Для диагностики уровня интеллектуального развития используются меры когнитивной сложности и социализации.
A computer psychosemantic method is developed, designed for psychodiagnostics of the level of development of children of preschool - junior school age. The methodology is aimed at diagnosing the cognitive complexity of consciousness, (including the processing of individual data by factor analysis), the diagnosis of personal constructs (individual forms of categorization of oneself and others inherent in the child), the diagnosis of self-esteem and evaluation of significant others in the mode of individual interview. The technique is targeted at children from the age of four, and can also be used in clinical studies to diagnose mental retardation, autism and child schizophrenia. The method in the genre of projective tests allows you to reconstruct the system of interpersonal relationships of the child. Answering questions, children perceive this procedure as a game, and therefore do not experience fear and rejection. Measures of cognitive complexity and socialization are used to diagnose the level of intellectual development.
Создание компьютерной версии психодиагностической методики "Сказочный семантический дифференциал", позволяющий определять уровень развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, по таким параметрам как когнитивная сложность сознания ребенка, мера его социализации и специфика его личностных конструктов. Создание таблицы возрастных норм детей дошкольного и младшего школьного возраста по когнитивной сложности сознания ребенка и меры его социализации. По результатам исследования планируется написание и публикация 2-х научных статей в научных журналах.
Авторский коллектив имеет 15 авторских и коллективных монографий и за последние 5 лет работы не менее 100 статей . Из них более 15 на иностранных языках. Результаты исследований творческого коллектива были представлены на международных конгрессах, конференциях и симпозиумах (Япония 2016, Польша 2016, Греция 2014, США 2013 где получили высокую оценку. За последнее время разработано ряд новых психосемантических методик в области общей, этно и политической психологии.
Разработаны показатели когнитивной сложности, меры социализации, самооценки, определяемые на основании результатов выполнения методики. Проведена содержательная валидизация, конструктная валидизация, валидизация по дифференцирующему параметру (полу и возрасту), разработанных показателей когнитивной сложности, меры социализации, самооценки. Проведена верификация разработанных показателей когнитивной сложности, меры социализации, самооценки на основе сопоставления с искусственными данными. Определены половозрастные нормативные границы низкой, умеренной и высокой выраженности показателей. По результатам кросс-культурного исследования показана универсальность данных показателей. Полученные различия половозрастной динамики в разных выборках обусловлены социальной ситуацией развития, связанной с культурными особенностями воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Разработка, апробация и определение возрастных норм когнитивной сложности и меры социализации компьютерной методики "Сказочного Семантического Дифференциала". |
Результаты этапа: В задачу грантового исследования входила апробация компьютерной версии психосемантической методики "Сказочного семантического дифференциала". Методика «Сказочный семантический дифференциал», в ходе которой респондент должен оценить ряд сказочных персонажей по заданному набору личностных характеристик, предназначена для индивидуальной работы психолога с детьми 4—10 лет. Личностные характеристики, по которым происходит оценка персонажей, сформулированы в терминах, понятных маленьким респондентам, т.е. это те слова, которые употребляют родители, воспитатели, учителя, общаясь с детьми этого возраста. Анализ отношения ребенка к тому или иному сказочному персонажу позволяет определить специфику его морально-ценностной сферы. Выполнение методики предусматривает также оценку «несказочных» персонажей – значимых для ребенка взрослых (родителей, воспитателя, учителя и др.). Сопоставление оценок сказочных персонажей с оценками значимого взрослого позволяет выявить специфику отношения ребенка к этому взрослому. В ходе работы были получены количественные показатели, которые могут быть вычислены по результатам выполнения методики. Эти показатели характеризуют личность ребенка, его представления о межличностных отношениях с окружающими людьми, размерность категориального пространства межличностного восприятия, содержание этих категорий и их иерархию, уровень когнитивного развития в этой области, степень социализации. Также может быть измерена самооценка ребенка. Приводятся результаты эмпирического исследования московских младших школьников при помощи методики «Сказочный семантический дифференциал», в ходе которого проводился психометрический анализ рассматриваемых показателей. Было показано, что когнитивная сложность межличностного восприятия, определяемая в методике Сказочный семантический дифференциал значимо выше у взрослых, не коррелирует с тестами интеллекта. Социализация увеличивается с возрастом, у девочек она выше, чем у мальчиков, отчасти коррелирует с известными методиками, измеряющими уровень социальной адаптации ребенка, степень дифференцированности моральных и конвенциональных норм, вербальный интеллект. Анализ показателей самооценки выявил большую критичность к себе у девочек, по сравнению с мальчиками. Были определены нормативные показатели выраженности когнитивной сложности в сфере межличностного восприятия и меры социализации для детей 7-10 лет. | ||
2 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Разработка, апробация и определение возрастных норм когнитивной сложности и меры социализации компьютерной методики "Сказочного Семантического Дифференциала". |
Результаты этапа: Разработаны показатели когнитивной сложности, меры социализации, самооценки, определяемые на основании результатов выполнения методики. Проведена содержательная валидизация, конструктная валидизация, валидизация по дифференцирующему параметру (полу и возрасту), разработанных показателей когнитивной сложности, меры социализации, самооценки. Проведена верификация разработанных показателей когнитивной сложности, меры социализации, самооценки на основе сопоставления с искусственными данными. Определены половозрастные нормативные границы низкой, умеренной и высокой выраженности показателей. По результатам кросс-культурного исследования показана универсальность данных показателей. Полученные различия половозрастной динамики в разных выборках обусловлены социальной ситуацией развития, связанной с культурными особенностями воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".