ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
• Цель. Анализ природы взаимосвязи (причинно-следственная/корреляционная) между децентрацией и развитием логических операций классификации, сериации и пониманием принципа сохранения у детей. Последовательность их появления. Проверка теоретических положений подхода Пиаже с использованием методологического и методического аппарата деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, И.И. Ильясов и др.). • Результаты. 1. Выявлено сходство между показателями децентрации и уровнем развития операций классификации, сериации и пониманием принципа сохранения у российских и китайских детей дошкольного возраста. Это свидетельствует о том, что кросскультурные различия у детей двух стран не влияют на взаимоотношение между умением децентрироваться и уровнем развития конкретно-операциональных структур. 2. Анализ взаимосвязей между умением децентрироваться и уровнем развития операций классификации, сериации и пониманием принципа сохранения у детей старшего дошкольного возраста показал, что а) при полностью сформированном умении децентрироваться (III стадия) все дети операционально сериируют и понимают принцип сохранения (III стадия), подавляющее большинство детей операционально классифицируют (III стадия); б) при частично сформированном умении децентрироваться (II стадия) лишь около трети детей операционально классифицируют (III стадия); около половины операционально сериируют (III стадия) и в полном объёме понимают принцип сохранения (III стадия); в) при несформированном умении децентрироваться (I стадия) только единицы верно решают задачи на сохранение (III стадия), операционально классифицируют (III стадия) и сериируют (III стадия). 3. Существует согласованное изменение показателей умения децентрироваться и развития конкретно-операциональных структур: чем выше показатели умения децентрироваться, тем выше уровни сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения. 4. Формирование умения децентрироваться через овладение детьми действиями, входящими в состав и структуру данного умения, возможно и эффективно. 5. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения децентрироваться по разработанной методике показало, что: а) у детей, которые прошли полный цикл обучения на формирующем этапе эксперимента, умение децентрироваться сформировалось в полном объеме (III стадия – полная децентрация); б) у детей, которые нарушили схему формирующего этапа эксперимента, умение децентрироваться сформировалось частично (повысилось: переход с I стадии - отсутствие децентрации на II стадию - частичная децентрация) или осталось на прежнем уровне (II стадия – частичная децентрация). 6. Диагностика показателей сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения после обучения умению децентрироваться выявила статистически значимое повышение их уровня. У детей, не принимающих участие в формировании децентрации, результаты решения задач Пиаже на диагностическом и контрольном этапах исследования не изменились. 7. При обратной ситуации после формирования операций классификации и сериации у российских и китайских детей-дошкольников статистически значимо повышаются показатели децентрации. 8. Степень изменения показателей децентрации после формирования конкретно-операциональных структур зависит от возраста. После формирования операций классификации и сериации повышение показателей децентрации у китайских детей младшего дошкольного возраста меньше, чем у китайских детей старшего дошкольного возраста. 9. Сопоставление результатов диагностики децентрации по методикам Хьюза и Пиаже показало: дети, успешно решающие задачи Хьюза, не демонстрируют, тем не менее, столь же высоких уровней владения конкретно-операциональными структурами логического мышления; в то время как при полностью сформированном умении децентрироваться (III стадия) по методике Пиаже у всех детей (100%) полностью сформированы операция сериации и понимание принципа сохранения (III стадия), подавляющее большинство детей (84%) операционально классифицируют. 10. При частично сформированном умении децентрироваться по методике Хьюза нет ни одного ребенка, у которого логические операции (классификация, сериация) и понимание принципа сохранения были бы полностью сформированы. В то время как при частично сформированном умении децентрироваться по методике Пиаже 34% детей операционально классифицируют (III стадия); у 50% сформирована операция сериации (III стадия) и 46% в полном объеме понимают принцип сохранения (III стадия). 11. При несформированном умении децентрироваться по методике Хьюза также нет детей, у которых полностью сформированы операции классификации, сериации и понимание принципа сохранения (все дети находятся на I стадии развития сериации и на II стадии классификации и понимания сохранения). При несформированном умении децентрироваться по методике Пиаже (I стадия) большинство детей (70% и выше) находятся на II стадии развития конкретно-операциональных структур, меньше трети – на I стадии, 3% понимают принцип сохранения (III стадия), у 9% детей сформирована операция классификации, у 3 9% - операция сериации (III стадия) (это разные дети). 12. Исследование корреляционных связей между умением децентрироваться, измеренным двумя методиками (Хьюз, Пиаже), и уровнями развития логических операций с использованием метода ранговой корреляции Спирмена показало, что существует согласованное изменение показателей умения децентрироваться (измеренного разными способами) и развития конкретно-операциональных структур: чем выше показатели умения децентрироваться, тем выше уровни сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения. • Научная новизна и теоретическая значимость. Проведенное исследование вносит вклад в разработку проблемы развития и функционирования конкретно-операционального интеллекта у детей. Экспериментальным путем установлена причинно-следственная взаимосвязь между степенью выраженности умения децентрироваться и уровнями сформированности логических операций классификации, сериации и пониманием принципа сохранения, что позволяет формировать одни конкретно-операциональные структуры интеллекта (логические операции классификации, сериации и понимание принципа сохранения) через другие (умение децентрироваться). 1. Установлено, что кросскультурные различия у российских и китайских детей дошкольного возраста не влияют на взаимоотношение между степенью выраженности умения децентрироваться и уровнями сформированности логических операций классификации, сериации и пониманием принципа сохранения. 2. Выявлены согласованные изменения децентрации и развития конкретно-операциональных структур у детей дошкольного возраста: чем выше умение децентрироваться, тем выше уровни сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения. 3. Разработана методика формирования умения децентрироваться через овладение детьми действиями, входящими в состав и структуру данного умения; экспериментально доказана возможность и эффективность её использования у детей старшего дошкольного возраста. 4. Разработаны методики формирования логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения у детей старшего дошкольного возраста через формирование у них умения децентрироваться путем овладения составом и структурой данного умения. 5. Показано, что после формирования состава и структуры логических операций классификации и сериации у российских и китайских детей-дошкольников статистически значимо повышаются показатели децентрации. 6. Показано существование статистически значимого согласованного изменения показателей умения децентрироваться (измеренного методиками Хьюза и Пиаже) и развития конкретно-операциональных структур мышления у детей: чем выше показатели умения децентрироваться, тем выше уровни сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения. Следовательно, методики диагностики децентрации Хьюза и Пиаже фиксируют один и тот же механизм, лежащий в основе децентрации. • Практическое применение. Разработанные методики формирования конкретно-операционального интеллекта могут быть включены в программы специальных курсов, посвященных проблемам познавательного развития ребенка; использоваться при подготовке психологов–практиков в сфере образования; при повышении квалификации практикующих психологов; в программах познавательного развития дошкольников и младших школьников, создаваемых с целью повышения уровня познавательного развития детей; при подготовке ребенка к школе, а также с целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста; при разработке компьютерных обучающих программ.