ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Исследование вносит вклад в разработку проблемы взаимосвязи познавательного развития и внешней деятельности. Показана роль манипуляций с объектом как одного из компонентов внешней деятельности в познавательном развитии дошкольников. 1. Уточнены и дополнены представления о роли манипуляций с объектом для процесса формирования конкретных предметных умений. Установлено, что манипуляции с объектом не являются необходимым фактором их формирования. Они выполняют функцию создания условий для извлечения конкретной информации, необходимой для усвоения частных предметных умений. 2. Показана возможность эффективного формирования новых логических приемов в отсутствие манипулирования испытуемых с объектами. Экспериментально установлено, что манипуляции с объектом не порождают содержание познавательных операций (аналитико-синтетических) и не детерминируют их развитие. Они создают условия для их осуществления, для получения более полной информации о логических отношениях вещей. 3. Получены новые данные о взаимосвязи уровня развития плана мыслительной деятельности субъекта и процесса формирования новых логических приемов. Показано, что процесс формирования новых логических приемов в отсутствие манипулирования испытуемых с объектами протекает успешно не только, когда ребенок уже достиг относительно высокого уровня развития внутреннего плана (наглядно-образного, словесно-логического), но и в том случае, когда он находится на наглядно-действенном уровне развития плана мыслительной деятельности. Следовательно, развитие логических структур не детерминировано со стороны манипуляций с объектом независимо от уровня сформированности плана мыслительной деятельности субъекта. 4. Уточнены представления о материальном этапе формирования предметных действий и приемов познавательной деятельности. Установлено, что формирование новых действий и приемов может начинаться с перцептивной формы, минуя материальную или материализованную. Но при этом субъекту должен быть задан как объект действия, так и преобразования этого объекта, то есть определенные изменения в условиях отражения объекта изучения, его свойств и отношений, дающие субъекту возможность обнаружить скрытые внутренние связи данного объекта. Эти преобразования могут задаваться с помощью манипуляций другого субъекта. Практическое применение и внедрение результатов исследования. Использование результатов при разработке новых формирующих методик для детей-дошкольников/младших школьников, при организации учебного процесса, в практике обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в том числе при ДЦП), при разработке компьютерных программ формирования логических приемов и познавательных умений.