Аннотация:Тема дипломной работы:
Психологический анализ представлений обыденного сознания о харизме политических деятелей.
Постановка проблемы исследования:
Понятие харизмы, заимствованное из мифологии, а затем их христианства, изначально применялось по отношению к исключительным личностям, которые обладали экстраординарными, сверхъестественными способностями (М. Вебер, Д. Эммет, Р. Зоом, К. Фридрих). Позднее исследователи поставили под сомнение возможность использования понятия харизмы в этом значении для описания социальных процессов, поскольку современное общество стало более рациональным, утратившим веру в магическую силу харизматического влияния. В связи с этим в научной литературе стали появляться работы, которые указывали на возможность формирования искусственной харизмы («псевдохаризмы», «сфабрикованной харизмы», «синтетической харизмы») (К. Лёвенштейн, Р. Глассман, У. Сватос, Р. Линг, Й. Бенсман, М. Гайвант), которая отличается от подлинной харизмы своим рациональным характером, подконтрольностью тем институтам, которые ее создают (государственная власть, средства массовой коммуникации). Новое содержание понятие харизмы приобрело в 70-80-х гг. XX века в работах основателей теорий харизматического и трансформационного лидерства. Теперь харизма рассматривается по отношению не только к политическим лидерам, но и к руководителям организаций. Теории Р. Хауса, Д. Конгера, Р. Канунго, Дж. Бёрнса, Б. Басса лежат в основе многих современных концепций. Разработанные инструменты исследования до сих используются в исследованиях харизматического и трансформационного лидерства, хотя вызывают вопросы в плане эффективности их использования и оценки атрибутов харизмы. В драматургической модели харизматического лидерства У. Гарднера и Б. Аволио описываются стратегии построения харизматического образа и роль последователей/подчиненных в построении харизматического образа лидера/руководителя. «Драматургическая модель руководства (лидерства)» включает: а) окружающую среду; б) характеристики руководителя (лидера); в) действия руководителя по управлению впечатлением; г) особенности идентификации последователей; д) харизматическое отношение; е) организационные последствия харизматического руководства.
На основе анализа литературы мы предполагаем, что существует недостаток знаний о представлениях о харизме политических деятелей на уровне обыденного сознания.
Актуальность, научная новизна и практическая значимость:
Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью в научной литературе операционального определения харизмы. Разные подходы строятся на разных аксиоматичных предпосылках в отношении харизмы, имеют разные эвристические возможности, методы исследования и др., что приводит к появлению похожих, но все же различных определений. В данной работе предпринимается попытка определить, какие представления о харизме политических деятелей существуют в обыденном сознании людей.
В данной работе предпринимается попытка на основе имеющихся концепций и научных представлений о феномене «харизмы», данных пилотажного исследования разработать первый вариант эмпирического инструментария для изучения представлений об этом феномене на уровне обыденного сознания.
Теоретическая значимость и новизна работы состоит в том, что проанализированы основные концепции и выделены критерии харизматической личности в теории М. Вебера, в религиозных концепциях харизмы, в концепциях искусственной харизмы, в теориях харизматического и трансформационного лидерства, а также в драматургической модели харизматического лидерства.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования полученных в исследовании данных для анализа феномена харизмы в обыденном сознании, в составлении методических разработок по оценке харизмы политических деятелей. Результаты исследования также могут быть использованы при разработке тренинга, направленного на развитие эффекта харизматического влияния в политической сфере деятельности.
Методологическое основание работы:
Методологическим основанием дипломной работы являются политическая психология, политическая социология, культурно-деятельностный подход, историко-эволюционный подход, системный подход. Теоретическая база дипломной работы представлена работами Вебера, представителей религиозных концепций харизмы (Д. Эммет, Р. Зоом, К. Фридрих), концепций искусственной харизмы (К. Лёвенштейн, Р. Глассман, У. Сватос, Р. Линг, Й. Бенсман, М. Гайвант), представителей теорий харизматического и трансформационного лидерства (Р. Хауса, Д. Конгера, Р. Канунго, Дж. Бёрнса, Б. Басса), создателей драматургической модели харизматического лидерства (У. Гарднер, Б. Аволио), современных исследователей (K. Levine, Robert A. Muenchen & Abby M. Brooks).
Объект исследования:
Харизма как психологический феномен.
Предмет исследования:
Представления о харизме политического деятеля, существующие на уровне обыденного сознания личности.
Цель исследования:
Провести психологический анализ представлений обыденного сознания о харизме политических деятелей.
Методы и методики исследования:
1. Авторский опросник, направленный на исследование представлений личности о феномене харизмы.
2. Методика незаконченных предложений.
3. Методика «Личностный дифференциал», адаптированная для целей исследования.
4. Диагностический тест отношений (Г. В. Солдатова).
Примерные гипотезы и прогнозируемые результаты:
1. В представлениях обыденного сознания о харизме политических деятелей могут быть выделены следующие компоненты: когнитивный, поведенческий, мотивационно-ценностный и эмоционально-оценочный.
2. В соответствии с представлениями обыденного сознания харизма политических деятелей может быть целенаправленно сформирована при наличии врожденных задатков у политического деятеля.
3. Представления обыденного сознания о харизме политических деятелей различаются в разных гендерных группах.
4. Представления обыденного сознания о харизме политических деятелей различаются в разных возрастных группах.