Аннотация:Различия в построении подростками систем ценностей, зависит от направленности личности, от типа мотивации, смысловой оценки происходящего. В данной работе предпринята попытка установить, как выглядит система ценностей современных подростков, содержательная и временная перспектива их стремлений и желаний, и как это связано с типом доминирующей мотивации. Цель: выявить систему ценностей, мотивации и временную перспективу старшеклассников. Выводы:
1. Показано, что характер осознания ценностей как значимых и доступных специфически связан с типом текущей мотивации подростка.
2. Обнаружено, что для группы учащихся с мотивацией достижения и учебно-познавательной мотивацией, ценности учебной деятельности достаточно хорошо согласованы, в то время как для группы учащихся с мотивацией аффилиации, престижа и конкурентной мотивацией, эти ценности менее значимы и плохо согласованы.
3. Учащиеся раннего юношеского возраста имеют трудности с определением конкретных желаний, стремлений на отдаленный период, временная перспектива желаний и стремлений школьников зависит от типа доминирующей мотивации.
4. У школьников с ведущей мотивацией аффилиации желания и стремления направлены на ближайшее будущее, и связаны они в большей степени с коммуникативной стороной жизни. Даже собственную профессиональную деятельность они видят в контексте отношений с людьми, стремлений получить одобрение окружающих и т.п.
5. Желания испытуемых, направляемых мотивацией достижения, связаны чаще всего с саморазвитием, достижением, успехом и преодолением препятствий; при этом временная перспектива этих желаний достаточно протяженна: ближайшее будущее, отдаленное будущее и жизнь в целом.
6. Учащиеся с доминированием мотивацией престижа можно охарактеризовать тем, что они обладают упрощенной системой ценностей и плохо структурируют представления о собственном будущем. Их желания чаще всего направлены на учебную деятельность, но связаны в основном с желанием получить достойные результаты экзаменов, а не с получением знаний.
7. Школьники с познавательной мотивацией практически все сферы жизни связывают с совершенствованием себя через познание и успешную учебу, уверенность им также придает владение необходимыми знаниями, этим же они могут добиться авторитета у окружающих.
8. У старшеклассников с доминирующей мотивацией конкуренции стремления и желания связаны с активностью в достижении собственных целей, при этом они уделяют большое внимание коммуникативной стороне жизни, но при этом все связано с получением одобрения, признанием собственного авторитета у окружающих.