Описание:Лингвистика и семиотика - теоретический курс, посвященный знаковой теории языка. Лекции, сопровождаемые презентацией на экране, содержат классические и современные сведения о знаках и знаковых системах языков в зависимости от принадлежности языка к определенной группе языков мира. Рассматриваются знаки различных уровней языка. Лекции иллюстрируются языковым материалом на русском, английском, французском, немецком, испанском, китайском языках.1. Цели освоения дисциплины:
– дать обучаемым общее представление о семиотике – науке о лингвистических знаках и знаковых системах;
– сформировать у обучаемых представления о семиотике как о междисциплинарной методологии гуманитарного исследования;
– ознакомить обучаемых с работами философов, логиков, лингвистов, филологов по различным вопросам семиотики;
– ввести и объяснить термины семиотики, семиологии, семиозиса и их связь с лингвистикой;
– сформировать навыки применения семиотических методов в практике анализа вербальной и невербальной коммуникации;
– способствовать развитию компетенций по интерпретации знаков и знаковых систем при анализе текстов.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Лингвистика и семиотика – обязательная дисциплина базовой части программы подготовки специалиста по направлению «Лингвистика» (45.05.02), разработанной Высшей школой перевода (факультетом) МГУ в соответствии с образовательным стандартом, самостоятельно устанавливаемым Московским университетом и утверждённым учёным советом МГУ. Дисциплина предназначена для магистров 1 курса 2 семестра.
Полученные в ходе ее изучения знания, умения и навыки необходимы для участия в спецсеминарах и для подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ.
3. Требования к усвоению дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты обучения:
– знать терминологию семиотики и лингвистики и уметь анализировать различные виды устной и письменной коммуникации;
– уметь использовать знания о семиотике, как науки о знаках и знаковых системах как носителях языковой информации.
4. Место курса в профессиональной подготовке специалиста
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– основы семиотического анализа вербального и невербального текста.
Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
– использовать приобретенные знания и компетенции в профессиональной деятельности;
– владеть базовым комплексом представлений о концепциях семиотики и практической методологии анализа;
– уметь пользоваться навыками распознавания, понимания и интерпретации вербальных и невербальных знаков и символов первичной и вторичной лингвокультуры;
– уметь структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладать способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач;
– уметь видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей профессиональной деятельности;
– владеть стандартными методиками поиска, анализа и обработки языкового материала исследования, компьютерными и инновационными технологиями в целях приобретения и использования в практической деятельности новых знаний и умений, связанных со сферой деятельности, а также в целях представления результатов собственной работы в электронном виде.
II. Cодержание дисциплины
Лекции (30 час.)
Тема № 1.
Понятие семиотики, семиологии, семиозиса. Развитие науки о знаках в ХХ веке: Ч. Пирс, Ч. Моррис.
Тема № 2.
Семиотический треугольник. Ф. де Соссюр о лингвистических знаках и знаковых системах. Семиотические школы и направления. Тартуско-московская семиотическая школа. У. Эко.
Тема № 3.
Семиотика естественного языка. Понятие знака в современной лингвистике. Слово как знак. Означающее и означаемое.
Тема № 4.
Основные разделы семиотики: семантика, синтактика, прагматика.
Тема № 5.
Общая семиотика. Связи общей семиотики с проблемами логической семантики и математической логики. Письменность как знаковая система. Конструирование языков.
Тема № 6.
Семиотика коммуникации. Знаковые теории. Язык как система знаков. Алфавиты языков мира. Семантика и прагматика. Знаки и символы в национальных культурах.
Тема № 7.
Семиотика культуры и литературы. Языковой символ в литературе и мифологии. Языковой символ в поэзии.
Тема № 8.
Невербальная семиотика. Кинесика, жесты, мимика, проксемика.
Тема № 9.
Семиотика кино. Знаковая природа кино. Исторический кинематограф. Мультфильмы. Жанры фильмов. Немое кино. Роль символа в кино. Соотношение титров и дискурса кино. Структура кинематографического знака (кадр, актёр и др.).
Тема № 10.
Семиотика театра. Русская театральная школа. Эпический театр. Театр «Глобус». Театральный костюм. Музыка как система знаков.
Тема № 11.
Семиотика визуального искусства. Семиотика живописи. Стили. Семиотика фотографии. Семиотика иконы. Семиотика плаката. Геральдика. Эмблемы. Индексы.
Тема № 12.
Семиотика рекламы. Семиотические модели рекламы: креализованные тексты. Печатная реклама и её жанры. Теле- и радиоспоты. Слоган, рекламный заголовок, эхо-фраза. Видеореклама. Отраслевая реклама.
Тема № 13.
Семиотика имени. Кастовые имена. Прецедентные имена. Лингвосемиотика. Фольклор. Национальный эпос.
Тема № 14.
Семиотика перевода.