ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В данном исследовании сравниваются результаты экспериментальных измерений компонент теплового баланса морской поверхности (радиационных и турбулентных потоков тепла) в двух рейсах, проведенных в 2013 и 2015 годах в рамках международной компании NABOS (Nansen and Amundsen Basins Observational System). Несмотря на то, что оба рейса проходили примерно в одно и то же время года (август-сентябрь) по схожему маршруту, пролегающему через Баренцево, Карское, Лаптевых и Восточно- Сибирское моря, и в схожих ледовых условиях, результаты измерений показывают существенные различия структуры теплового баланса и ее пространственно-временной динамики в двух рейса. Ключевое из них заключается в том, что в 2015 году значения турбулентных потоков тепла в течение большей части рейса были в несколько раз больше, чем в 2013 году, при схожих значениях радиационного баланса. Как следствие, результирующее значение теплового баланса морской поверхности в 2013 году было преимущественно положительным, а в 2015 году – преимущественно отрицательным. Выявленные различия хорошо согласуются с имеющимися данными измерений температуры морской поверхности, верхнего слоя океана (полученной по данным CTD- зондирований) и особенностями структуры атмосферного пограничного слоя, а также с синоптическими условиями. Показано, что именно специфика синоптических условий по маршруту двух рейсов привела к столь разным результатам: если в 2015 году по маршруту судна наблюдалась постоянная смена преобладающего направления ветра, то в 2013 году судно практически все время находилось в области преобладающих ветров южных румбов и адвекции более теплого воздуха с континента или более южных, свободных от льда акваторий, что и привело к существенно меньшим значениям разницы температуры воздуха и морской поверхности, и, как следствие, к менее интенсивному турбулентному обмену. Данный результат наглядно демонстрирует важность детального учета синоптических условий при интерпретации данных измерений в подобных рейсах.