![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В сообщении предпринимается попытка выявить основные принципы изображения болезни и выздоровления восхваляемого в персоязычной панегирической поэзии XI–XIV вв., что позволит сформировать более полное представление о характере трансформаций мотивов восхваления (мадх), а также о тематическом репертуаре панегирика в классической персидской касыде. Настоящее сообщение продолжает наше исследование образов восхваляемых, не вполне характерных для нормативной персидской поэтики, – правителя, находящегося в плену [Акимушкина 2006: 85–94], и представительницы правящей семьи (супруги, матери, сестры, дочери государя) [Она же 2020: 25–35]. Наши наблюдения могут оказаться полезными и при изучении феномена болезни в персидской классической литературе, что, в свою очередь, будет способствовать уточнению выводов о специфике менталитета человека того времени, сделанных на основании исследований культуры европейского средневековья (см. например: [Le Goff, Truong 2009]). Мотив болезни восхваляемого сравнительно редко встречается в персоязычной поэзии XI–XIV вв. и до недавнего времени практически не получил освещения в иранистике. Материалом для данного исследования послужили произведения Фаррухи Систани (ум. 1037/38), Катрана Табризи (ум. 1072), Амира Муиззи (1048/49 – между 1126 и 1152), Анвари Абиварди (1115–1191), Сузани Самарканди (ум. 1179), Салмана Саваджи (1300–1376) и других поэтов указанного периода. В ходе анализа поэтических произведений (касыд и кыта) было установлено, что основной акцент в них сделан не на болезни, а на исцелении восхваляемого. Поэты описывают болезнь и выздоровление восхваляемого с помощью различных тематико-композиционных схем, имеющихся в арсенале персидской поэзии, например восходящих к мифу о смерти и воскресении божества плодородия (об отражении этого мифа в персидской поэзии см. подробнее: [Рейснер 2006: 99–130]), а также мотивов, относящихся практически ко всем основным жанрам персидской классической поэзии. Универсальным приемом для изображения болезни и выздоровления восхваляемого выступает транспозиция (накл), в частности перенос мотивов из жанра в жанр: в регистр панегирической поэзии переносятся мотивы философско-аскетической, любовной, календарной и гедонической лирики. Принципиальных отличий в выстраивании образа восхваляемого, пребывающего в здравии, и восхваляемого, выздоровевшего после болезни, нами обнаружено не было: в обоих случаях используются преимущественно одни и те же мотивы восхваления, претерпевающие трансформации в соответствии с требованиями персидской нормативной поэтики. В рассматриваемых поэтических произведениях наблюдается постепенное расширение набора восхваляемых: если в XI в. таковыми выступают правитель и его родственники, то в XII–XIV вв. к ним примыкают и высшие сановники государства. Заметим, что чем выше статус восхваляемого, тем меньше вероятность наличия в произведении подробностей о его нездоровье, что предсказуемо свидетельствует о достаточно высокой степени табуированности темы болезни правителя в персоязычной придворной поэзии. Литература 1. Акимушкина Е.О. Жанр хабсиййат в персоязычной поэзии XI–XIV вв.: генезис и эволюция. — М.: Наталис, 2006. — 175 с. 2.Акимушкина Е.О. Образ "восхваляемой" в персоязычной панегирической поэзии классического периода (к проблеме изучения жанра мадх) // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2020. — № 1. С.25–37. 3. Рейснер М.Л. Персидская лироэпическая поэзия X – начала XIII века. Генезис и эволюция классической касыды. М.: Наталис, 2006. — 500 с. 4. Le Goff J., Truong N. Une histoire du corps au Moyen Âge. Paris: Liana Levi, 2009. — 231 p.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Программа конференции | Korrekt_Tsirkulyar_3_Programma_NCh_2022.pdf | 689,4 КБ | 22 октября 2022 [AkimushkinaEO] |