ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В начале доклада сделано предположение о том, что ни науке, ни обществу в эпоху технологий и коммуникаций не обойтись без главного – личности. Причем не просто личности как человека разумного, а личности как человека управляющего, поскольку именно от его слова зависит, будет ли оказана поддержка, например, проектам Российской академии наук или получит ли, например, российская армия на вооружение высокоточное оружие, или как вернуть в Россию тот миллион уехавших на заработки перспективных и высококлассных специалистов в 90-е и нулевые. Ну, а личностные особенности наилучшим образом проявляются в языке. Тем самым приковывая внимание исследователей уже не просто к личности, а к личности языковой. Очевидно, что анализ языковой личности проводится в рамках прагмалингвистики – науки, изучающей язык как средство воздействия. В языковой личности на первый план выступает глубинное языковое содержание личности, которое является стимулом к ее развитию и которое дает ей новое самосознание и самоотражение, оно насыщает ее поступки новыми смыслами и разумениями, и в итоге порождает деятеля, который через свое вербальное поведение может влиять на других. Таким образом, наиболее предпочтительным для целей наших исследований является социально-статусный тип ЯЛ (например, предпринимателя, телеведущего, политика). Людей же с уникальным творческим воображением (писателей и поэтов) мы объединяем в отдельную категорию и оставляем за рамками исследований, поскольку они требуют особых методов изучения и способов интерпретации результатов. Социально-статусный тип ЯЛ позволяет выбирать комплексную стратегию анализа вербального поведения человека и, скорее всего, будет требовать совокупного рассмотрения четырех параметров: биологического (пола и возраста), психического (эмоционального состояния в момент речи и в предшествующих ему ситуациях), социального (национальности, места рождения, социального статуса, профессии) и индивидуально-лингвистического (вокабуляра, ключевых слов, идеологем, отношения к окружающим по принципу «свой-чужой», набора риторических инструментов, фонологических особенностей). Данный подход предполагает учитывать принцип междисциплинарности при проведении исследования, когда лингвистика как таковая отходит на задний план, а на передний план выдвигается диалектика значения языковой единицы и контекста, в которой она появляется. Другими словами, современными исследователями ставятся вопросы, которые находятся одновременно на стыке нескольких научных направлений, например, политологии, психологии, лингвокультурологии и других.