ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Доклад характеризует основные сферы применения российского национального стандарта профессии «Коуч» в сфере развития управления и образования, описывает социально-практический фон и концептуальные основания коучинга как развивающей практики и становления профессии “Коуч”, представляет проект профессионального стандарта “Коуч” в Российской Федерации. Импульсом к становлению и развитию коучинга как профессиональной деятельности стали потребности и запросы современного общества. На индивидуальном уровне - запрос на осознанный выбор человеком своего жизненного пути; на уровне организаций – потребность в принципиальном повышении эффективности работников, мобилизации их внутреннего потенциала. Дана характеристика коучинга как профессии. Черты профессии: направленность на развитие человеческого потенциала, осознанность, активную жизненную позицию в решении личных, профессиональных и деловых задач, рефлексивность и осмысленность деятельности; диалоговый, недирективный, субъект-субъектный характер коучингового взаимодействия. Черты позиции коуча: нейтральность по отношению к заказчику и клиенту услуги коучинга, невовлечённость в возможное столкновение интересов. Исследования восприятия коучинга в организациях показывают, что его ценность устойчиво воспринимается как очень высокая, при этом приоритеты коучинга примерно поровну распределены между целями развития сотрудников и решением конкретных задач/проблем. Фактор, тормозящий развитие профессии во всех странах мира, - большое количество неадекватно подготовленных «коучей», размывание границ профессиональной деятельности, «замешательство-путаница на рынке». Основные форматы включения коучинга в образовательную практику: сопровождение учащихся (высшая школа, последипломное образование), поддержка управленческой работы и организационных изменений в образовательных учреждениях. Коучинговая подготовка принципиально отходит от традиционного обучения, ориентированного на знания, её ядром является обучение в деятельности, наставничество со стороны опытного коуча. В лучших практиках качество коучинговой работы поддерживается при помощи коучинговой супервизии, которую осуществляет профессионал-супервизор, обладающий значительным опытом коучинговой работы и специальной дополнительной подготовкой. Обозначены парадоксы профессии: парадоксы клиента, роли, экспертности, недирективности, развития, рациональности. Лучшие мировые практики развития профессии опираются на работу профессиональных ассоциаций, которые поддерживают публично заявленные стандарты работы на основе коучинговых компетенций, процедур сертификации, уровней квалификации, требований к объёму подготовки, прохождения супервизии, этического кодекса и др. Разработка национальных стандартов – новейший тренд в мировой практике развития профессии «Коуч».