![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В 2024 году в рамках приоритетного направления: «Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения, воспитания» и темы НИР на кафедре возрастной психологии и психогенетики получены междисциплинарные результаты проблем детства, семьи в эпоху цифровизации, отражающие закономерности психического развития в онтогенезе и решения задач развития в дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском возрасте и в период ранней взрослости, в частности, в условиях соотношения реальной и виртуальной идентичности личности; развития этнокультурной идентичности, выявления психологических закономерностей имплицитных представлений и позиций родителей в условиях билингвальной домашней образовательной среды, выявления психологических закономерностей детско-родительских взаимодействий в полных и неполных семьях, в связи с личностными особенностями матерей, взаимоотношениями с сиблингами; выявления взаимосвязи близких межличностных отношений в семье и психологического благополучия личности, мотивации к созданию семьи, выбору брачного партнера и установления супружеских отношений, взаимосвязи профессиональной деятельности с супружеской и родительской ролью. Исследовалась связь субъектной позиции в учебной деятельности и стиля саморегуляции поведения подростков (проф. Карабанова О.А., Якунина Н.Н.: магистрант); взаимосвязь экологического сознания детей младшего школьного возраста и их родителей (доц. Садовникова Т.Ю., Симанова К.А.: магистрант); роль театрального творчества в развитии взаимоотношений со сверстниками у младших подростков (доц. Чурбанова С.М., Алексеева Г.А.: аспирант); соотношение виртуальной и реальной идентичности личности в связи с различным характером отношений со сверстниками в подростковом и юношеском возрасте (доц. Молчанов С.В., Долгих Ю.В.); отношение к буллингу у младших подростков в связи с особенностями детско-родительского взаимодействия (доц. Старостина Ю.А., Титаренко Д.А.: магистрант); связь ранних дезадаптивных схем с характером близких отношений в юношеском возрасте (доц. Алмазова О.В., Сухова А.А.); особенности эго-идентичности в юношеском возрасте в связи с характером сепарации от матери (доц. Старостина Ю.А., Нагорняк О.А.); связь семейных мифов и защитных механизмов личности в подростковом и юношеском возрасте (доц. Алмазова О.А., Шапич И.Д.); особенности личностной идентичности подростков из неполных семей с различными стилями семейного воспитания (доц. Молчанов С.В., Огурцов А.Д.: аспирант); особенности конфликтов родителей и подростков с разным характером детско-родительского взаимодействия (доц. Поскребышева Н.Н., Кокуш В.Э.: магистрант). Исследовалась связь личностных особенностей матери и ее отношения к ребенку в неблагополучных семьях (проф. Карабанова О.А., Снежко Е.А.: магистрант); психологическая подготовка родителей к рождению ребенка с врожденным пороком развития (доц., д-р. психол. наук Захарова Е.И., Жевлова М.И.: магистрант); взаимосвязь близких межличностных отношений и психологического благополучия личности (доц. Алмазова О.В., Садовская М.В.: магистрант); связь личностных особенностей и характера взаимоотношений с сиблингом во взрослом возрасте (доц. Алмазова О.В., Куклина Ю.С.: магистрант); близость в романтических отношениях в зависимости от типа привязанности у женщин в период взрослости (доц. Алмазова О.В., Барданова Е.С.: магистрант); психологические особенности переживания женщинами завершения романтических отношений (доц. Поскребышева Н.Н., Якунина А.А.: магистрант); взаимосвязь выраженности черт темной триады и способов разрешения конфликтов в семейных отношениях (доц. Молчанов С.В., Аникина Ю.И.: магистрант); материнско-дочерние отношения как условие преемственности опыта семейных отношений в нуклеарной семье (доц., д-р. психол. наук Захарова Е.И., Ерохина Е.С.: магистрант). Изучалась связь мотивации к созданию семьи и опыта близких межличностных отношений у женщин (проф. Карабанова О.А., Алехина Н.А.: магистрант); психологические основания выбора брачного партнера у лиц с выраженностью установок иррационального мышления на примере людей русской и кабардинской национальности (доц. Фролов Ю.И., Таова В.М.); доверие в семье как фактор психологического благополучия супружеских отношений (доц. Тихомандрицкая О.А., Меликова В.А.: магистрант); автономность и независимость супружеских отношений в современной семье (доц. Старостина Ю.А., Никонова М.В.: магистрант); индивидуально-психологические особенности женщин с установкой на партнерские роды (доц., д-р. психол. наук Захарова Е.И., Харина М.А.: магистрант); взаимосвязь между удовлетворенностью браком и удовлетворенностью деловой карьерой в зрелом возрасте (проф. Пряжников Н.С., Королева С.Ю.: магистрант); связь мотивации профессиональной деятельности и удовлетворенности супружеской и родительской ролью у работающих женщин (доц. Молчанов С.В., Лысова И.В.: магистрант). По теме НИР в 2024 году продолжены исследования кафедры психогенетики в направлении изучения эмоционального интеллекта, исследована выборка (N = 140, возраст от 21 до 57 лет, из них 84 % – женского пола), которая заполнила три типа методик диагностики; ЭИ – тест MSCEIT, опросники ЭмИн и TEIQue. Было установлено, что результаты по тесту MSCEIT слабо положительно коррелируют с результатами по опроснику ЭмИн (r = 0,20, p <0,05; самые высокие корреляции получены со шкалами «Понимание своих эмоций» и «Управление эмоциями других людей» опросника ЭмИн) и с результатами по опроснику TEIQue (r = 0,31, p <0,001; получена более высокая корреляция со шкалой «Поддержание отношений», чем со шкалой «Социальная компетентность» опросника TEIQue). При этом опросники ЭмИн и TEIQue высоко положительно коррелируют между собой (r = 0,79, p <0,001): шкала «Внутриличностный ЭИ» опросника ЭмИн демонстрирует более тесные связи со шкалой «Поддержание отношений» опросника TEIQue, а шкала «Межличностный ЭИ» опросника ЭмИн – со шкалой «Социальная компетентность» опросника TEIQue, что соответствует теоретическим моделям, положенным в основу этих методик. При расширении выборки мы планируем оценить эффект Даннинга-Крюгера (когнитивные искажения при оценке уровня развития способностей, относящихся к ЭИ, в крайних группах), а также оценить прогностические возможности трех типов методик диагностики ЭИ на российской выборке. По материалам исследований, ведущихся на кафедре психогенетики, были опубликованы следующие статьи: Панкратова А.А., Чебушев А.А. Эмбиент-тест: новая методика для диагностики эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2024. № 5. Панкратова А.А. Прогностические возможности эмоционального интеллекта: обзор мета-анализов // Вопросы психологии. 2024. № 6. Панкратова А.А. Видеотест на распознавание эмоций Д.В. Люсина и В.В. Овсянниковой: новый ключ к методике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2024. В печати. В 2024 году студенты специалитета и аспиранты кафедры возрастной психологии выступили с 4 опубликованными докладами по направлениям НИР на Международном молодежном научном форуме «ЛОМОНОСОВ-2024». Секция «Психология». Подсекции: «Психология развития и возрастная психология перед лицом глобальных вызовов», «Психология семейных отношений в современном мире» (10-21 апреля, Москва): Молчанова А.А. «Удовлетворенность жизнью детей, активно занимающихся спортом» (н.р. проф. Карабанова О.А.) [13]; Алыева М.А. «Современные тенденции изучения Я-концепции в российской психологии» (н.р. – доц. Садовникова Т.Ю.) ; Кравцова А.В. «Исследование опыта романтических отношений в юношеском возрасте» (н.р. – доц. Поскребышева Н.Н.); Даной З.В. «Особенности контроля в детско-родительских отношениях (на примере азербайджанских подростков)» (н.р.- доц. Старостина Ю.А.). В 2024 году сотрудники кафедры приняли участие и выступили с 24 докладами на следующих конференциях, в том числе: Ломоносовские чтения - 2024. Секция «Психология» (Москва, Россия, 29 марта 2024), Круглый стол: «Развитие традиций научной школы Московского университета в современной психологии развития и возрастной психологии (к 85-летию профессора Л.Ф. Обуховой)». Ведущий: член-корр. РАО, проф. Карабанова О.А.; с докладом выступила доц. Чурбанова С.М. «Переход к высшим формам» как предмет исследования в работах Л.Ф. Обуховой и современной психологии развития (на примере изучения креативности); выступила д-р психол. наук, доц. Захарова Е. И. «Сенсо-моторное развитие современных младенцев: другое детство»; Выступили с докладами на международной научной конференции «Математика в созвездии наук» к юбилею академика В.А. Садовничего, Москва, Russia, 1-2 апреля 2024, доц. Алмазова О.В. «Формирование комбинаторного мышления у студентов психологического профиля обучения»; доц. Чурбанова С.М. «Развитие когнитивной уверенности в решении международной математической олимпиады «Кенгуру» у 8-12-летних школьников». Выступили с докладами на Международном психологическом форуме «Ребенок в цифровом мире» (Москва, Россия, 1-2 июня 2024) доц. Садовникова Т.Ю., Алыева М.А., аспирант: «Представления о межличностных отношениях в связи с особенностями я-концепции в подростковом возрасте»; доц. Садовникова Т.Ю., Ларин И.А., аспирант: «Особенности общения подростков и их родителей в Интернете». На IX Международной научной конференции "Психологические проблемы современной семьи" (Москва, Russia, 2-4 октября 2024) с докладом выступила проф. Карабанова О.А. «Семейная карьера как путь самореализации личности в современном обществе»; выступила д-р психол. наук, доц. Захарова Е. И. «Возможности психологической науки и практики в решении демографической проблемы»; «Проблема согласованности ролевых установок у членов семейной системы»; выступили д-р психол. наук, доц. Захарова Е. И., студентка 6 курса Земляных Е.П.: «Представления о семейной жизни на этапе вступления в брак»; выступили доц. Чеснокова О.Б. и доц. Чурбанова С.М. «Современные вызовы билингвальной семье с ребенком в многокультурном мире»; доц. Чурбанова С.М. «Подведение итогов Конкурса детского рисунка «Мир семьи глазами детей»; выступили с докладами доц. Алмазова О.В. и доц. Молчанов С.В. и др.: «Психологическое благополучие и механизмы морального самооправдания у подростков из Белгородской области и абитуриентов специализированного учебно-научного центра МГУ»; доц. Алмазова О.В и др. «Особенности использования цифровых устройств дошкольниками с разными сиблинговыми позициями». В рамках темы НИР исследовалась роль сказки в развитии этнокультурной идентичности не только на этапе детства, но и на последующих этапах развития личности (проф. Пряжников Н.С., Александрова Ю.Ю.: аспирант; Брызгалин Е.А.: аспирант). Рассматривались возможности для проектирования и использования сказок в такой сложной поликультурной и полиэтнической стране, как Россия. По материалам исследования в 2024 году были опубликованы статьи: Пряжников Н.С., Александрова Ю.Ю., Брызгалин Е.А. Детские и взрослые сказки как инструмент развития этнокультурной идентичности самоопределяющейся личности в условиях многонациональной России. Роль сказки в этнокультурной социализации личности // Мир психологии. — 2024. — Т. 117. № 2. Часть 1. — С. 22–37. [17]; Т. 118. № 3. Часть 2. — С. 82–94. [18]. В рамках междисциплинарных исследований совместно с кафедрой социальной психологии по завершенному гранту РНФ «Предикторы психологической адаптации личности в ситуации глобальных рисков цифрового мира: межпоколенный и гендерный анализ» (22-18-00230; доц. Тихомандрицкая О.А. – руководитель) в 2024 под руководством проф. Карабановой подготовлены статьи: Карабанова О.А., Молчанов С.В., Тихомандрицкая О.А. Саморегуляция как основа психологической адаптации личности к цифровым рискам // Национальный психологический журнал. — 2024. — Т. 19. № 4. — С. 35–50. [8]. Карабанова О. А., Тихомандрицкая О. А., Молчанов С. В. Связь базовых ценностей личности с характером психологической адаптации к глобальным цифровым рискам // Психологическая наука и образование. — 2024. — Т. 29. № 4. — С. 104–125. [9]. В 2024 году начаты исследования в рамках НИР «Разработка научных основ эффективных технологий с включением инновационных модулей комплексной медико-психологической и междисциплинарной реабилитации, абилитации, ресоциализации и реадаптации ветеранов и участников боевых действий, членов их семей и других затронутых категорий населения» по грантам Государственной программы Российской Федерации «Научно- технологическое развитие Российской Федерации» (доц. Молчанов С.В., доц. Алмазова О.В и др. - Участники)