ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В 2002 году проведена работа по сбору и анализу данных в индивидуальных экспериментах со школьниками. С каждым школьником, кроме предварительного обучения, проводилось по 2 серии основного эксперимента - серия "восприятие эмоций" и серия "категоризация эмоций". Всего к настоящему времени обработано 27 полных протоколов обследований детей в возрасте от 6 (первый класс) до 14 (девятый класс) лет, в расчете по 3-4 человека каждого возраста при почти равном количестве мальчиков и девочек в группах. Анализ полученных данных проводился по всем пунктам заявленного плана. В результате удалось экспериментально показать, что способ непосредственной эмоциональной ориентировки учащихся разных возрастов практически одинаков и совпадает с таковым для взрослых. Это доказывается факторным анализом "точек зрения" всех опрошенных испытуемых (и детей, и ранее опрошенных взрослых), показавшем отсутствие возрастных различий в системе полученных оценок эмоциональных речевых образцов (достоверность проверялась также и по t-критерию Стьюдента, наклон линии регрессии в возрастной динамике меньше 0.002). Характер непосредственной эмоциональной ориентировки детей, таким образом, может быть описан четырехмерной сферической моделью эмоций, что подтверждается как индивидуальными данными по всем возрастам, так и усредненными по всей группе испытуемых результатами. При анализе результатов шкалирования эмоциональных категорий обнаружилась более сложная картина. Достаточно большой процент детей, даже старших классов, как показал анализ полученных матриц, испытывали определенные трудности при работе с понятиями. Разброс оценок оказался очень значительным в связи с большим числом случайных оценок. Обнаружилось, что не все слова, обозначающие эмоциональные состояния, одинаково хорошо понятны детям. В связи этим было предпринято дополнительное, контрольное обследование. Детям предлагалось заполнить опросный лист, в котором требовалось оценить степень понимания каждого из 30 слов - эмоций. Были опрошены не только дети, принимавшие участие в индивидуальных экспериментах, но и другие дети соответствующих классов - всего получено 7 возрастных срезов по 25-40 учащихся в каждом. Обнаружилось, что пункт "только слышал такое слово" отметили достаточно много детей (хотя бы какое-нибудь из 30 слов не знали от 5 до 35 % детей младших классов и даже порядка 10 % детей старших классов). Особенно это касается слов "презрение" и "смирение", которые вызывали затруднения у 80% детей младших классов и 20% детей 7-8 классов. В связи с этим необходимо провести более тщательный анализ полученных результатов и строить индивидуальные семантические пространства с учетом "непонимания" определенных слов. Это затрудняет также прямое сопоставление семантического и персептивного эмоциональных пространств. При этом, однако, открывается возможность исследовать характер отклонения плохо понимаемых слов. Проведенное сопоставление групповых моделей (в которых теряется информация о возрастных различиях), показало принципиальное сходство вербальных (категориальных) и непосредственно воспринимаемых эмоциональных моделей. Это позволяет построить единую модель эмоций, в которой, возможно, и удастся проследить возрастную специфику при взаимодействии вербального и непосредственного способов эмоциональной ориентировки.