ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В рамках НИР "Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности" в 2018 году разрабатывались исследования и получены научные результаты по направлениям семейной психологии, детско-родительских отношений, типологического подхода, выявления психологических закономерностей в познавательной, эмоционально-личностной и моральной сфере в дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском и зрелых возрастах. Исследовался тип воспитания в семье как фактор развития эмпатии в подростковом возрасте (доц. Молчанов С.В., Окатова М.А.); особенности временной перспективы подростков в разных культурах (на примере России и Туркмении) (доц. Фролов Ю.И., Головнева К.О.); связь образа будущего и особенностей становления автономии у старших подростков (доц. Поскребышева Н.Н., Родионова К.Э.); личностные особенности подростков с высоким уровнем чувствительности к отвержению (доц. Бурменская Г.В., Максимова К.К.); развитие самосознания старших подростков в условиях реализации творческой сценической деятельности (проф. Карабанова О.А., Дорогойченко С.И.); особенности взаимоотношений со сверстниками у подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разных типов (доц. Алмазова О.В., Смирнова М.Д.); связь самоотношения с отношением к общению в социальных сетях и реальной жизни у старших подростков (проф. Рождественская Н.А., Сотникова О.О); связь типов привязанности к матери и уровня развития регуляторных функций в дошкольном возрасте (доц. Алмазова О.В., Стрелкова Д.Д.); тип привязанности к родителям как фактор построения межличностных отношений в юношеском возрасте (проф. Карабанова О.А., Богатырева М.Л.); семейные ценности супругов как условие распределения ролей в молодой семье (доц. Садовникова Т.Ю., Лезжова М.В.); организация рефлексии автобиографических воспоминаний как фактор эго-интеграции личности в период старения и старости (проф. Карабанова О.А., Сапожникова М.В.). В рамках выполнения работ по грантам РФФИ изучены личностные и семейные факторы, определяющих эмоционально-смысловое отношение к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость (рук. проф. О.А.Карабанова). Эмпирически выделены пять типов отношения к родительской позиции матери: 1) приоритет и принятие материнской роли; 2) положительное отношение к материнству и отложенное родительство; 3) материнство как долженствование; 4) амбивалентное отношение к материнству и отложенное родительство; 5) отвержение материнства и материнской роли. Выявлена роль принятия/отвержения со стороны матери и типа привязанности для формирования отношения к родительской позиции. Изучена связь базисных убеждений личности с типом отношения к родительской позиции матери. Результаты нашли отражение в 5 публикациях. По гранту «Роль художественной кинематографии в формировании установки на реализацию родительской деятельности и образа эффективного родительства у современной молодежи» (рук. проф. О.А. Карабанова) проведен теоретический анализ влияния метода арттерапии и синематерапии, в частности, на формирование ценностных установок в отношении материнства. Разработаны и апробированы в эмпирическом исследовании критерии эффективного родительства. Проведено пилотажное исследование влияния восприятия художественных фильмов на установки родительства (5 статей). В эмпирическом исследовании подтверждена связь представлений подростков с разной степенью включенности в Интернет-общение о моральной регуляции отношений в обществе с когнитивными способами переработки социальной информации из Интернет-сети (рук. доц. С.В. Молчанов) (4 публикации). Изучена связь сформированности личной профессиональной перспективы с ценностными ориентациями старших подростков (рук. проф. Н.С. Пряжников) (4 публикации). По теме НИР подготовлены к защите 3 кандидатские диссертации по специальности 19.00.13 - Психология развития, акмеология (психол. науки): "Представления современной молодежи о предстоящем материнстве и отцовстве как компонент психологической готовности к будущему родительству" (н.рук. - доц. Е.И. Захарова, асп. - А.Г. Долгих). Основное содержание исследования отражено в 6 публикациях автора, в том числе: Долгих А.Г., Захарова Е.И. Психологические особенности образа материнства у девушек в период вхождения во взрослость // Мир психологии. 2018. № 1 (93). С. 155–163.; Dolgikh A. G. et al. Assumptions as a basis for attitude forming to mother's position in girls // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018. no. XLIII. P. 634–642.; Dolgikh A. G. et al. The Features of Present-Day Young Women's Ideas About Motherhood // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018. no. XLIII. P. 493-500.; "Представления об успехе в подростковом возрасте" (н.рук. проф. О.А. Карабанова, асп. - Д.А. Бухаленкова). Основное содержание исследования отражено в 5 публикациях автора, в том числе: Bukhalenkova D.A., Karabanova О.А. Adolescent notions of success // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Conference: ECCE 2018 VII International Conference Early Childhood Care and Education. 2018. Vol. XLIII. P. 666–675. Бухаленкова Д.А., Карабанова О.А. Особенности самооценки у подростков с разным пониманием успеха // Национальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 148-157; "Детско-родительские отношения как условие развития личной профессиональной перспективы в старшем подростковом возрасте" (н.рук. - доц. Т.Ю. Садовникова, асп. - Т.М. Коньшина). Основное содержание исследования отражено в 11 публикациях автора, в том числе: Коньшина Т.М., Садовникова Т.Ю. Представление подростков об участии родителей в предварительном профессиональном самоопределении детей // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 1 (29). - С. 77-87; Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та., 2018. - № 3. - С. 37-59. В 2018 году в рамках НИР кафедра возрастной психологии выступила с инициативой организации на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова VIII-ой Международной научной конференции "Психологические проблемы современной семьи". Москва-Екатеринбург-Звенигород, 3-6 октября 2018 г. (Доц. Захарова Е.И. - член Программного комитета, заместитель председателя организационного комитета). В конференции приняли участие представители государственных и общественных организаций, работающих в сфере науки, образования, здравоохранения и социальной поддержки семьи из 7 стран: России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Испании, Великобритании. Выступление сотрудников, аспирантов, магистров, студентов кафедры с сообщениями осуществлялось по актуальным проблемам темы НИР. Были опубликованы материалы конференции в сборнике VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной / Урал. гос. пед. ун-т. – Москва – Екатеринбург, 2018. – 905 с.: Бурменская Г.В., Коврижкина М.А Особенности материнского реагирования на аффективные проявления у детей дошкольного возраста; Чурбанова С.М., Еремина А.А. Имплицитные представления родителей о развитии и обучении дошкольников в моно- и билингвальной среде; Чеснокова О.Б., Тарасова К.С Согласованность в оценке социо-эмоциональной компетентности младших школьников учителями и родителями; Молчанов С.В., Любимова В.В. Практика наказаний в детско-родительских отношениях: представления родителей и возможные риски для психического развития ребенка; Поскребышева Н.Н Исследования сепарационных процессов в детско-родительских отношениях подростков; Садовникова Т.Ю. Ларин И.А. Две формы общения старших подростков с родителями: онлайн и оффлайн; Старостина Ю.А. Представления подростков о будущем родительстве; Захарова Е.И. Возможности гармонизации установок по отношению к родительству посредством синематерапии. Продолжены исследования кафедры психогенетики по приоритетному направлению в изучении межкультурных различий эмоциональной регуляции с анализом возрастных и гендерных различий внутри каждой культуры. Были опубликованы статьи по теме исследования: Панкратова А.А., Люсин Д.В. Видеоролики для индукции эмоций в лабораторных условиях: нормативные данные и кросс-культурный анализ // Экспериментальная психология. 2018. Т.11. № 2. С. 5-15; Панкратова А.А., Осин Е.Н. Особенности эмоциональной регуляции у представителей русской и азербайджанской культур // Культурно-историческая психология. 2018. Т.14. № 2. С. 52-60.