Проблемы туризма в опасных районах Землистатья

Работа с статьей

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Полный текст Обложка программы и текст статьи 1METODOLOGIChESKIE.docx 32,7 КБ 14 ноября 2018 [RukinMihailDmitrievich]

[1] Рукин М. Д. Проблемы туризма в опасных районах Земли // Международная конференция " Туризм и рекреации - фундаментальные и прикладные исследования". — 0.5 п/л; тираж: 400. — Москва: Москва, 2015. — С. 120–125. PROBLEMS OF TOURISM IN DANGEROUS OF THE EARTH. Рукин Михаил Дмитриевич, ведущий научный сотрудник научно-учебного Музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова, действительный член НАТ, д.т.н., профессор, Москва, Россия, е-mail: ruckin.mihail@yandex.ru Rukin Mikhail Dmitrievich, a leading researcher at the Research and Training Geosciences Museum of Lomonosov Moscow State University, member of the NAT, Professor, Moscow, Russia, e-mail: ruckin.mihail@yandex.ru Ключевые слова: геофизика, сейсмология, туризм и рекреации, опасные районы природных процессов, техногенные системы Keywords: geophysics, seismology, tourism and recreations, dangerous natural processes, technogenic systems. Аннотация: Рассмотрены опасные районы Земли для туризма. Предлагается совместная учебная программа Музея и кафедры туризма для обучения туристов мерам безопасности при совершении маршрутов в этих опасных районах. Summary: Dangerous areas of Earth for tourism are considered. The joint training program of the Museum and chair of tourism for training of tourists in security measures at commission of routes in these dangerous areas is offered. Для обеспечения безопасности туристических маршрутов в опасных зонах Земли необходимо, чтобы руководители маршрутов знакомили участников туристических экскурсий с основными проблемами, с которыми туристы могут столкнуться в этих путешествиях. С этой целью и написана эта статья, предупреждающая всех о возможных проблемах путешествий в экстремальных ситуациях, которые при этом могут возникнуть, и как эти проблемы правильно решить, чтобы избежать несчастных случаев и в худшем случае, лишиться самого ценного – погубить свою жизнь. Ниже приводится информация – памятка об опасных видах туристических маршрутов и приложен обновленный вариант программы учебного курса с учетом дополнительных экстремальных ситуаций, возникающих в этих маршрутах. Угроза паводков: а) в густонаселённых предгорных районах б) в крупных населённых пунктах разрушение инженерных коммуникаций, г) гибель посевов и т.д. Угроза опасных криогенных процессов, могущих привести к аварийным ситуациям: термокарст и термопросадки, термоэрозия и термообразия, морозное пучение пород, сплывы оттаивающих грунтов и т.д. Весьма широко эти процессы распространены в высокогорных районах, в зоне многолетнемёрзлых пород, особенно в районе действующих рудников. Угроза землетрясений. Землетрясения по своим разрушительным последствиям и числу человеческих жертв занимают одно из первых мест среди природных катастроф. В ряде стран, представляющих особый интерес для туризма, их последствия ощущаются в течение нескольких десятилетий и поглощают существенную часть национального бюджета - так велики убытки от подземных бурь. По данным ООН, за период за 35 лет – с 1960 по 1995 гг. - от стихийных бедствий на всем земном шаре погибло 3 млн. человек, а экономический ущерб составил 439 млрд. долларов США. При этом около 900 тыс. человек погибло от землетрясений, и потери составили 208 млрд. долларов США. Эти цифры красноречиво свидетельствуют о громадной опасности землетрясений для человечества вообще, а для туристов – в особенности, о важности их изучения и основных мерах безопасности. Весь земной шар разделен на отдельные сейсмические зоны, где очень часто происходят сильные землетрясения. К ним относятся в первую очередь горные страны. Одной из таких сейсмически – опасных зон, куда автор в течение 8-ми лет вывозил экспедиционную группу из научно-учебного Музея землеведения МГУ, является горная страна Тянь-Шаня. Большинство жителей Кыргызстана ощущают сотрясения почвы несколько раз в своей жизни. Причем одно из землетрясений в течение 6 - 12 лет бывает разрушительным. Беда всегда приходит совершенно неожиданно. Первый толчок ошеломляет человека, и пока он пытается осознать происходящее, может упустить время для спасения. Сохранилось в летописях сейсмологии следующее описание известным ученым И.В. Мушкетовым Верненского катастрофического землетрясения 08.06.1887 г., в результате которого был разрушен г. Верный (ныне Алматы): Утром 28 мая (старого стиля) в 4 часа 35 минут послышался сильный подземный гул и почувствовался толчок, который разбудил всех спавших. Колебание земли продолжалось не более секунды, и так как слабые землетрясения здесь довольно часты, то вскоре все успокоились. Но через несколько минут снова раздался подземный гул: казалось, будто звонило множество колоколов или ехали тяжелые орудия. За этим гулом последовали сильные удары. В домах стала осыпаться штукатурка, рушились печи и стены, падали потолки. Шум и грохот от разрушившегося города был ужасен, а поднявшаяся пыль наполнила улицы как бы туманом. Животные сорвались с привязи и бешено мчались в разные стороны с диким мычанием и ржанием. В первую минуту никому не приходило в голову спасаться и спасать других. Все выскочили, кто в чем был на улицу, где сидя и лежа ожидали неминуемой гибели. Первой заботой всех было - прикрыть наготу. Многие, опомнившись от первого испуга, потеряли своих родных и близких; матери бросались доставать из полуразрушенных домов своих детей, другие спешили вынести, что было более ценное из одежды и имущества. Сила этого землетрясения составила 9 - 10 баллов. Область распространения его - до 1 миллиона кв. км, примерные координаты эпицентра - 43o с.ш. и 77o в.д. Однако сами сотрясения земли ответственны лишь за часть потерь. Землетрясения могут вызвать и другие геологические эффекты, такие, как оползни и разжижение грунта, способные также убивать людей и животных, губить поля и разрушать здания. Землетрясения порождают и цунами, т.е. морские волны, которые устремляются через океан, проходят тысячи километров и опустошают, обрушившись на побережье, прибрежные города, прибавляя новые жертвы. Колебания поверхности земли на территории горных стран возникают по разным причинам, поэтому необходимо знать классификацию землетрясений по способу их образования в различных горных регионах. Наиболее распространенными являются тектонические землетрясения. Они возникают, когда в горных породах под действием различных геофизических сил происходит подвижки и разрывы горных массивов. Тектонические землетрясения имеют важное научное значение для познания недр Земли и громадное практическое значение для человеческого общества, знания о них важны для туристов, поскольку они представляют собой самое опасное природное явление. Туристам также следует знать, что множество землетрясений возникает и по другим причинам. Подземные толчки сопровождают и вулканические извержения. Эта идея впервые была высказана древнегреческими философами, которые обратили внимание на широкое распространение землетрясений и вулканов во многих районах Средиземноморья. Сегодня сейсмологи выделяют и вулканические землетрясения - те, которые происходят в сочетании с вулканической деятельностью, но считают, что как извержение вулканов, так и землетрясения являются результатом действия тектонических сил на горные породы, и они не обязательно возникают вместе. Сам механизм образования сейсмических волн при вулканических землетрясениях, вероятно, тот же, что и при тектонических. Следующую группу образуют обвальные землетрясения. Это небольшие землетрясения, возникающие в районах, где есть подземные пустоты и горные выработки. Непосредственная причина колебаний грунта заключается при этом в обрушении кровли шахты или пещеры. Часто наблюдаемая разновидность этого явления - так называемые горные удары. Они случаются, когда напряжения, возникающие вокруг горной выработки, заставляют большие массы горных пород резко или со взрывом отделяться от забоя, возбуждая сейсмические волны. Большую опасность вызывает разновидность обвальных землетрясений, возникающих иногда при развитии крупных оползней. Например, в результате гигантского оползня, образовавшегося 25 апреля 1974 г. в Перу, возникли сейсмические волны, эквивалентные землетрясению умеренной силы. Оползень имел объем 1,6 млрд. м3 и был виновником гибели около 450 человек. Некоторая часть гравитационной энергии, выделившейся при быстром оползании почвенного слоя и коренных пород, перешла в сейсмические волны, которые четко записались сейсмографами на расстоянии сотен километров. Продолжительность колебаний, зарегистрированных одним сейсмографом на расстоянии 80 км, составила 3 мин.; это соответствует действительному перемещению оползня на 7 км при скорости порядка 140 км/ч. Гравитационное скольжение на Аляске (рис.1). Во время Аляскинского землетрясения в 1964 году, у ко¬торого было необычайно много очевидцев, огромная мас¬са земли сползла по довольно пологому склону. Дома в районе Тернагейн-Хайтс (в одном из жилых районов Анкориджа) были построены на пластах песка, гравия или гли¬ны, покрывающих находившийся на уровне моря слой эстуариевой глины. Когда начались первые толчки, более 120 миллионов тонн глины, грунта и гравия начали спол¬зать в море. Склон здесь составлял примерно 2,5%, что соответствует подъемам швов подводных срединноокеанических хребтов. До сих пор еще продолжаются спо¬ры, — сползла ли плита земной коры вследствие сжатия и поднятия породы мантии попросту вдоль хребта или пли¬той двигали другие, еще совершенно не изученные силы. Рис.1. Гравитационное скольжение на Аляске, 1964 (район Тернагейн-Айт, Анкоридж) – по сайту Krigel Evgeniy. Подобный же случай произошел в результате величайшего в истории обвала скальных пород, который возник у селения Усой в горах Памира в 1911 г. Князь Б.Б. Голицын, один из основоположников современной сейсмологии, записал своими сейсмографами, установленными недалеко от Санкт-Петербурга, сейсмические волны, которые пришли, по-видимому, из района этого обвала. Он сопоставил энергию сейсмических волн с энергией обвала и заключил, что обвал мог быть вызван землетрясением. Действительно, здесь 18.02.1911 г. произошло одно из крупнейших землетрясений Памира - 9-балльное Сарезское землетрясение на высоте более 3000 м. Громадный обвал и оползень перегородили р. Мургаб и образовалось Сарезское озеро средней глубиной 220 м и объемом 17 млрд. м3, а село Усой было полностью погребено под обвалом. В 1915 г. экспедиция, посланная для исследования этой катастрофы, установила, что объем захваченного оползнем и обвалом материала составил 2,5 млрд. м3. Еще один из типов – искусственные землетрясения – при производимых человеком взрывах, сопровождающихся иногда землетрясениями, возникающими при обычных или ядерных взрывах или при заполнении водой искусственных водохранилищ. Подземные ядерные взрывы, производившиеся в течение последних десятилетий на ряде испытательных полигонов в разных местах земного шара, вызвали довольно значительные землетрясения. Многолетние геофизические и геологические исследования ученых разных стран мира позволили получить определенную картину строения Земли и выявить причины землетрясения. Эти причины сразу же станут понятны, как только мы представим себе динамичный характер Земли и те медленные движения, которые происходят в ее коре - литосфере. Этот слой довольно тонок и покрывает Землю на толщину около 70 км под горными массивами. Этот твердый слой, однако, не цельный: он разбит на несколько больших кусков, называемых плитами, размеры которых варьируют от сотни до нескольких тысяч километров. Под литосферой действуют силы, принуждающие плиты перемещаться со скоростью, как правило, от нескольких сантиметров до 20 см в год. Они могут быть вызваны, например, медленными течениями горячего пластичного вещества в недрах Земли. Течения возникают в результате тепловой конвекции в сочетании с динамическими эффектами вращения Земли. В рифтовых зонах океанов мантийное вещество поднимается верх из раскрывающегося дна океана, раздвигая плиты в срединно-атлантическом хребте; вдоль разлома Сан-Андреас в Калифорнии плиты скользят относительно друг друга. Есть на земле зоны субдукции, где, в частности, Тихоокеанская плита, переламываясь под большим углом, заталкивается под материковую плиту - в океане у западных берегов Южной и Центральной Америки, у побережий Аляски и Японии. Несогласованность в движении плит при любом его направлении заставляет каменную толщу растрескиваться вдоль разломов, вызывая землетрясения. Поэтому не удивительно, что подавляющая часть землетрясений - 95% - происходит по краям плит и это определяет распределение основных сейсмических зон на Земле. Зона землетрясений, окружающая Тихий океан, носит название Тихоокеанского огненного пояса, здесь происходит около 90% землетрясений земного шара. Другой район очень высокой сейсмичности, включающий около 5% всех сейсмических событий, - это Альпийско-Гималайский пояс. Он протягивается от Средиземноморья на восток через Турцию, Иран, Туркмению, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан, Северную Индию и Южный Китай. В этой зоне возникают также частые землетрясения. Вероятнее всего, они возникают из-за развития деформаций внутри плит, вызванных большими давлениями на их краях. Например, территория Китая сжимается с двух сторон: с востока - Тихоокеанской плитой, с юга – Индийской и Австралийской плитами. Евроазиатская, Индийская, Австралийская и ряд других крупных и более мелких образовались миллионы лет назад, а глубинные силы с тех пор деформируют горные породы под ногами жителей и туристов сейсмически-опасных районов Земли. По мере того как растет население горных стран и усиливается урбанизация, все больше возрастает опасность крупных катастроф от сильных землетрясений. Непрерывно увеличивающемуся количеству населения нужно все больше домов, плотин, дорог, мостов, каналов, электростанций и систем коммуникаций. Человек идет на определенный риск при строительстве новых сооружений в сейсмоопасных зонах и в других жизненных ситуациях, например, при полете на самолетах. Чтобы оценить уровень потерь при будущем землетрясении, мы должны понять, что потери есть результат комбинации риска и опасности. Риск велик в областях с высокой плотностью населения и минимален в безлюдных районах. Как, по возможности, уменьшить потери? В уменьшении потерь от землетрясений и других опасных природных катастроф решающую роль играют государственные органы по чрезвычайным ситуациям и строительству, сейсмологи и инженеры, работающие в области сейсмостойкого строительства. Необходимо постоянное обучение населения и туристических групп, создание специальных служб и накопление материальных резервов, создавать органы специализированного страхования, вести мониторинговые исследования по установлению и прогнозу времени, места и силы возможных природных катастроф. Сейсмологи и строители, правительственные служащие - каждый житель горных стран, кто участвует в процессе строительства, каждый турист, участвующий в постоянных маршрутах, может внести свой посильный вклад в уменьшение сейсмического риска. Программа учебного курса (обновленная и расширенная): МУЗЕЕВЕДЕНИЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ 1. Музееведение и туризм как научная дисциплина. 1.1. Музееведение и туризм – научный смысл этого термина. 1.2. Определение предмета исследования. 1.3. Ключевые понятия музееведения, туризма и рекреации. 1.4. Музееведение и туризм как методы исследования. 1.5. Структура музееведения и туризма: 1.5.1. История музееведения и туризма. 1.5.2. Теория музееведения и туризма. 1.5.3. Источниковедение. 1.5.4. Прикладные направления музееведения и туризма. 1.5.5. Музееведение и туризм в системе наук о Земле. 1.5.6. Понятие и виды экстремального туризма. Усиление мер безопасности. 2. Научные и социальные направления деятельности музеев естественно-исторического профиля и кафедры туризма. 2.1. Музейная сеть и классификация естественно-исторических музеев и туризма. 2.2. Основные социальные функции естественно-исторических музеев и туризма.. 2.3. Основные направления совместной научной работы музея землеведения МГУ и кафедры туризма. 3. Массовая идейно-воспитательная работа на базе учебно-научного музея землеведения и кафедры туризма географического факультета МГУ. 3.1. Цели и задачи, специфика массовой идейно-воспитательной работы. 3.2. Музейно-туристическая педагогика. 3.3. Виды и формы идейно-воспитательной работы в музее и туристических группах. 3.4. Популяризация идей туризма через информационную рекламу, экскурсионную и лекционную деятельность музеев. 3.5. Организация идейно-воспитательной и образовательной работы на единой информационной базе музея землеведения и кафедры туризма географического факультета МГУ. 4. Естественно-исторические музеи и кафедра туризма как совместные центры учебно-просветительной работы со студентами естественных специальностей МГУ им. М.В. Ломоносова. 4.1. Основные направления педагогической и просветительской работы музея землеведения МГУ и кафедры туризма. 4.2. Единство целей и задач основных направлений педагогической и просветительской работы музея землеведения и кафедры туризма географического факультета МГУ. Подготовленная учебная программа состоит из 4-х самостоятельных блоков, тесно увязанных между собой единым направляющим стержнем – единством целей и задач основных направлений педагогической и просветительской работы Музея и кафедры рекреационной географии и туризма Географического факультета МГУ. Первый блок включает определение Музееведения и туризма как самостоятельной учебно-научной дисциплины и дается подробное ее описание. Во втором блоке рассматриваются научные и социальные направления деятельности музеев естественно-исторического профиля и кафедры туризма. На общем фоне естественно-исторических музеев и кафедры туризма подробно освещаются учебно-научные и воспитательные задачи Музея землеведения и кафедры туризма МГУ. В третьем блоке представлен раздел о совместной массовой идейно-воспитательной работе кафедры туризма и Музея землеведения. Подробно расписаны совместные целевые функции и задачи учебно-научного процесса. В четвертом блоке проводится идея о создании единого образовательного центра на базе естественно-исторических музеев и кафедры туризма. В заключении приведена краткая историческая справка о Музее землеведения и о юбилейной дате – десятилетии кафедры туризма МГУ имени М.В.Ломоносова. Литература. 1. Рукин М.Д. Научно-образовательные технологии Музея землеведения МГУ и кафедры Рекреационная география и туризм МГУ имени М.В.Ломоносова. Издатель: C.-Петербург, Д.Ф.Р.К., 2012, стр. 207-211. Труды VII Международной научно-практической конференции Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. 2. Рукин М.Д. Единство целей и задач современного туризма во всех его ипостасях, в том числе и учебно-воспитательного и образовательного направлений деятельности музеев. М., МГУ имени М.В.Ломоносова, Географический факультет, апрель 2007 г. Труды II Международной научно-практической конференции Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. 3. Рукин М.Д. Когнитивные технологии экскурсионного показа планеты Земля. Материалы 5-й Международной конференции Туризм и рекреации, М., Географический ф-т МГУ, 2010. 4. Рукин М.Д., Черняев А.Ф. Новый способ прогнозирования землетрясений. М, 2012, с.28. 5. Рукин М.Д., Черняев А.Ф. Новое о притяжении тел. Издатель: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013, с. 184. 6. Страхов В.Н., Соболев Г.А., Рукин М.Д., Моргунов В.А., Сидорин А.Я. Щ необходимости федеральной программы работ по решению проблемы краткосрочного прогноза землетрясений. М., 2005, РАН, Российская академия космонавтики, с. 40. 7. Волков Ю.В., Рукин М.Д., Черняев А.Ф. Влияние Тунгусского феномена 1908 г. на широтно-временное распределение землетрясений. М., 1997, с. 38. ISBN 978-5-902690-63-4^ УДК: 379.85 +910 (082); ББК 75.81+28.8; Т86.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть