Аннотация:4
Предисловие
Осуществляя в целом успешно подготовку спортивной инфраструктуры к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи, пожалуй, пора уже задуматься о том, чтобы привести и российское законодательство о спорте в соответствие с лучшими зарубежными образцами.
Одним из недостатков отечественного законодательства в рассматриваемой области является то, что Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года No 329-ФЗ (в действующей редакции) не содержит каких-либо положений о спортивных единоборствах, а значит – полностью игнорирует специфику этих направлений, даже, можно сказать, целых пластов спортивной культуры, но также одновременно и значительный сегмент индустрии развлечений.
Между тем, спортивные единоборства всегда были присущи человеческой культуре. Еще на первых Олимпийских играх древние греки соревновались в кулачных боях, борьбе, панкратионе, и это было любимое населением зрелище. Во все века, во всех цивилизациях и у всех народов показательным бойцовским схваткам придавалось особое значение, в этом проявлялся и уровень боевой подготовки войск, а значит – давались гарантии того, что народ может жить спокойно, он надежно защищен от внешнего врага.
Будучи связанными рядом ограничений, направленных на исключение неприемлемых травмоопасных последствий для участников поединков и, соответственно, на повышение безопасности участников, спортивные единоборства стали неотъемлемой частью современного профессионального и любительского спорта, привлекая все большее число адептов и зрителей.
Спортивные единоборства превратились также в особый сегмент спортивного шоу-бизнеса, в этой сфере крутятся колоссальные деньги. Можно демагогически рассуждать о
5
жестокости таких состязаний, а можно понять, что лучше пусть молодежь занимается этими видами спорта (если они ей интересны), чем приобщается к курению, наркотикам, алкоголю, а также различным социально неприемлемым видам деятельности. При этом никто не мешает ввести необходимые ограничения меры допустимой жестокости (для этого и существует такой инструментарий, как законодательство).
Запрещать эти виды спорта не просто неразумно, а откровенно бессмысленно (в чем мы убедились на примере запрета преподавания и занятий карате в 80-х годах прошлого века), хотя бы потому, что их прикладные разновидности культивировались и будут культивироваться в Вооруженных Силах и специальных подразделениях правоохранительных органов. Но если люди обучаются спортивным единоборствам, то как им оценить свой уровень мастерства без фатальных последствий? Только через соревнования. Сделать эти состязания уделом избранных и закрытыми? Едва ли в этом есть смысл.
Поэтому следует вести речь о том, чтобы облачить в правовые рамки все вопросы спортивной подготовки, организации и проведения соревнований по спортивным единоборствам, вопросы лицензирования и категорирования спортсменов, спортивных тренеров, инструкторов, судей, врачей и других участников состязаний по спортивным единоборствам, контроля всей этой деятельности.
С чего начать? Наверное следует посмотреть, как эти вопросы решаются за рубежом – там, где традиции проведения таких мероприятий имеют несколько большую историю, чем в нашей стране.
На эти насущные для рассматриваемой темы вопросы мы легко обнаруживаем ответы в представляемой читателю новой монографии признанного специалиста в области спортивного права, и мастера боевых искусств Соловьева Андрея Александровича «Правовое регулирование спортивных единоборств: опыт США и Канады».
Помимо глубокого погружения в специфику федерального и регионального регулирования спортивных единоборств, читателю
6
предлагаются актуальные авторские переводы четырех региональных нормативных правовых актов – двух актов штатов США (Аризоны и Техаса) и двух актов канадских провинций (Онтарио и Манитобы). В исследовательской части затронут опыт существенно большего количества штатов США, а также провинций и территорий Канады, чем указанные выше.
Представляемая монография уникальна. Впервые в отечественной правовой науке автор обращается к такому специально-тематическому исследованию. И высочайший научный уровень, каким можно охарактеризовать все работы А.А. Соловьева, еще больше повышает значимость этого издания для российской школы спортивного права.
Владимир Васильевич Сараев
Министр по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, заместитель председателя Экспертного совета по физической культуре и спорту Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике, руководитель Центра по научному обеспечению уголовно- правового воздействия на преступления в сфере спорта, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук
15 октября 2012 г.