Аннотация:Предметом исследования в статье выступает гражданское общество в условиях развития информационно-коммуникационных технологий, вытесняющих традиционные формы социального взаимодействия в публичной сфере. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как особенности становления виртуальной публичной сферы, позволяющей обозначить пути выхода из кризиса ограниченной публичности и слабости гражданского общества. Особое внимание в статье уделяется таким вопросам как деятельность крупнейших Интернет-корпораций, создающих альтернативное пространство публичности и участия, коммерциализирующих и приватизирующих виртуальную публичную сферу, а также движениям Интернет-пользователей и некоммерческих организаций, отстаивающих гражданские права в сети. Важным аспектом предмета исследования также выступает сценарий построения технополии, контролирующей публичность и гражданское участие с помощью информационных технологий. Методология исследования включает использование исторического, аналитического и сравнительного методов, позволяющих выявить тенденции развития гражданского общества под воздействием информационно-коммуникационных технологий. Новизна исследования заключается в исследовании особенностей развития виртуальной публичной сферы, пространство которой обусловлено как алгоритмическими кодами Интернет-корпораций (Google, Baidu, Яndex), создающих технологии ссылочного ранжирования, движениями некоммерческих организаций по продвижению открытых публичных лицензий (Creative Commons), так и гражданским Интернет-активизмом.