Аннотация:Изменения, происходящие в современном обществе, в первую очередь, тотальная компьютеризация всех сторон жизни, индуцирует адаптивные процессы в организме наиболее чувствительной части популяции – у детей. Ведущийся нашей лабораторией комплексный саногенетический мониторинг здоровья московских школьников показывает, что с 2002 года в организме детей происходят существенные изменения.
В работе приведены результаты оценки уровня физического развития и функционального состояния московских первоклассников, обследованных в начале учебного года (конец сентября). Физическое развитие оценивали по стандартным антропометрическим показателям: длина и масса тела, индекс массы тела. Показатели сердечно-сосудистой системы оценивали методом спироартериокардиоритмографии (прибор САКР [2]): параметры гемодинамики (частота сердечных сокращений, уровень систолического и диастолического артриального давления (АД)), показатели сердечной производительности, спектральные показатели вариабельности сердечного ритма и АД, чувствительность спонтанного артериального барорефлекса. Показатели психомоторной координации и сенсомоторной реактивности оценивали по результатам эффективности выполнения простых двигательных задач (горизонтальные циклические движения рукой в локтевом суставе, прибор КИД-3 [1]). Число детей составило: в 2002 году – 93, в 2006 – 120, в 2014 – 114.
Выявлено, что с 2002 к 2014 году средний возраст поступления детей в школу в Москве снизился с 7.40.1 до 7.10.1 лет. Однако при этом отмечено возрастание усредненных величин массы тела (от 24.60.5 до 27.50.5 кг) при неизменности его длины, с соответствующим возрастанием индекса массы тела (от 16.00.2 до 17.10.2 кг/м2).
Частота сердечных сокращений в 2014 году осталась на уровне 2002 года, однако за период наблюдений выявлено снижение ударного объёма сердца с 55.30.9 до 48.30.5 мл. Уровень систолического АД не изменился, тогда как уровень диастолического АД снизился от 732 до 582 мм рт.ст. В спектральных показателях вариабельности сердечного ритма и АД выявлено возрастание представленности диапазона низких частот LF. Поскольку за оцениваемый период не выявлено изменений в величине чувствительности артериального барорефлекса, можно предполагать, что возрастание мощности медленно-волновой части спектров вариабельности связано с усилением симпатической активности.
Важно отметить неодновременность появления сдвигов в показателях физического развития и в разных параметрах сердечно-сосудистой системы. Так, возрастание относительно 2002 года массы тела и индекса массы тела отмечено уже в 2006 году (снижение возраста поступления в школу в этот период уровня статистической значимости не достигло). Снижение ударного объёма сердца происходило постепенно, тогда как уровень диастолического АД снизился после 2006 года. Возрастание относительной мощности диапазона LF в спектре вариабельности сердечного ритма отмечено уже в 2006 году, а в спектрах вариабельности систолического и диастолического АД – только в 2014 году.
В показателях психомоторной координации выявлено возрастание скорости выполнения движений при снижении их точности и плавности. Так, для показателя длительности цикла движения снижение отмечено уже в 2006 году, с одновременным возрастанием ошибки сенсорной коррекции (точности движений) и плавности движений. Латентные периоды простых сенсомоторных реакций, как на световой, так и звуковой стимул за оцениваемый период не изменились. Изменений в моторной асимметрии, оцениваемой по эффективности выполнения двигательных задач разными руками, также не выявлено.
Мы считаем, что описанные процессы отражают развитие адаптивного ответа организма детей на изменение средовых факторов, включая факторы образовательной среды. За оцениваемый период, первыми (уже в 2006 году) отмечены сдвиги в физическом развитии детей. В эти же сроки отмечены первые изменения функционального состояния организма детей, поступающих в первый класс в Москве – в психомоторной координации, в состоянии миокарда (сокращение сердечной производительности) и его автономной регуляции (спектральные перестройки вариабельности). Далее, в период с 2006 по 2014 год отмечены дальнейшие изменения функционального состояния организма первоклассников: ещё большее снижение величины ударного объёма сердца, снижение уровня диастолического АД и спектральные перестройки вариабельности систолического и диастолического АД, отражающие изменения в работе регуляторных систем.