Показатели физического развития, результаты тестирования физических качеств и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у учащихся пятых классов столичного регионастатья
Аннотация:Проведено сравнительное исследование показателей физического развития, уровня развития физических качеств и функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у учащихся 5-х классов нескольких школ Московского региона в 2009 и 2014-2017 годах. Обнаружено, что за оцениваемый период у столичных пятиклассников произошло возрастание массы тела и индекса массы тела, достигающее уровня статистической значимости у 12-летних девочек. Одновременно в их организме выявлены сдвиги в спектральных показателях вариабельности сердечного ритма и пальцевого артериального давления, ассоциируемые с усилением симпатической активности (возрастание общей мощности спектров вариабельности систолического и диастолического пальцевого артериального давления, возрастание относительной мощности диапазона LF в спектрах вариабельности сердечного ритма и диастолического артериального давления). По результатам обследований 2017 года обнаружены корреляционные связи между результатами тестирования физических качеств, и показателями физического развития и состояния сердечно-сосудистой системы. Однако выявленные сдвиги функционального состояния организма не отразились на эффективности выполнения физкультурных тестов: с учебными нормативами стандартных тестов (бег на 30 м и 500 м, прыжок двумя ногами с места, количество подтягиваний или отжиманий, количество подъёмов туловища из положения лёжа, тест на гибкость) от 36% до 90% учащихся справились на оценки «хорошо» и «отлично».