Механизм косвенного обучения при формировании понятийстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 6 декабря 2018 г.
Аннотация:На материале разной сложности и модальности продемонстрирован и количественно описан феномен косвенного обучения в процессе формирования искусственных понятий. Экспериментально показано, что даже в простом ассоциативном эксперименте формирование осуществляется на основе выявления человеком общих правил взаимной организации множеств объектов знаков и обозначений, благодаря чему формируется соответствие и других, ни разу не ассоциированных в обучении пар объектов знаков и обозначений. С помощью нескольких специально подготовленных и экспериментально субъективно специфицированных наборов стимулов выявлен механизм формирования искусственных понятий, который заключается в устанавливании на основе проб и ошибок общего соответствия двух локальных систем признаков, отображающих множества объектов-знаков и объектов-обозначений. Показано, что характер индивидуальных кривых обучения ассоциированных и ни разу не ассоциированных в обучении пар объектов знак–означаемое принципиально сходен, такие знаки приобретают свое значение косвенно благодаря общему соответствию. При этом не ассоциированные пары не выделяются в процессе формирования, их наличие в проверочной серии не вызывает затруднений и не осознается человеком. Показано, что такое соответствие достигается путем поворота осей координат одного пространства признаков по отношению к другому, вследствие чего ошибки в пробах по отдельным парам стимулов не случайны, их величина и направление прямо коррелирует с величиной угла поворота пространств в данной пробе. Это подтверждает предложенную схему интеграции двух локальных анализаторов (построенных из нейроподобных элементов) на основе моторного кода. Такие закономерности получены как для простых однопараметрических наборов, представленных зрительно (на примере выработки искусственных ассоциаций между подмножеством оттенков равноярких и равнонасыщенных цветов и формы плоских черно-белых фигур, изменяемых от треугольника к кругу), так и для сложных, различающихся тремя субъективными параметрами наборов стимулов, представляемых в двух модальностях на примере выработки искусственных зрительно-слуховых ассоциаций цвет (изменяемый по тону, яркости и насыщенности) речеподобные звуки.