Место издания:Южный федеральный университет ростов
Первая страница:29
Последняя страница:31
Аннотация:Судя по всему, первые 2/3 ХХ века отличались идеальной геолого-
климатической стабильностью. Большинство крупных технологий нашего времени
было выстроено под эту устойчивость. Если же проэкстраполировать на нашу
современность многие события из более отдаленного прошлого, даже из XVIII-
XIX веков, то вырисовывается глобальная катастрофа.
Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль в 2010 году вынесло пепел на высоту 13
км, и провисел он там 2 недели. Это событие существенно повлияло на работу
реактивной авиации. Извержение же вулкана Кракатау в 1883 году выбросило пепел на
высоту 80 км, который пребывал в атмосфере в течение 3 лет [1]. Произойди такое
событие в наши дни, с реактивной авиацией пришлось бы расстаться.
Извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокудль 2010 года вызвала трещина
длиной 500 м. А извержение другого исландского вулкана – Лаки – в 1783-1784 годах
вызвала трещина длиной уже 25 км, извергавшаяся на протяжении 7 месяцев. Смесь
выпавшего с кислотными дождями пепла, песка, соединений фтора и серы уничтожила
почти весь травяной покров Исландии. От нехватки травы погибло 80% исландских
овец, 50% крупного рогатого скота и лошадей. В итоге 100 000 человек, то есть
четверть всего населения Исландии, умерли от голода и флюоридного загрязнения.
Жизнь исландской нации оказалась под угрозой [6].
Допустим, землетрясение 11 марта 2011 года, разрушившее АЭС «Фукусима»,
произошло бы лет 100 назад. Можно предположить, что последствий для Японии было
бы меньше. Жители сейсмоактивных островов проживали в легкокаркасных
складчатых домах. Посетивший Японию в 1920-х годах русский писатель Борис
Пильняк отмечал: «Весь японский быт упирается в землетрясения. Эти землетрясения
освободили японский народ от зависимости перед вещью и убрали вещь» [2]. Сегодня
такой образ жизни японцев ушел в прошлое. Современная Япония стала символом
безудержного потребления. Усложнение быта влечет неимоверное увеличение числа
жертв при различного рода катастрофах.
Можно возразить, что сходное по силе Токийское землетрясение 1 сентября
1923 года вызвало еще большее число жертв. Тогда погибло 174 тысячи человек и
542 тысячи пропали без вести. Но эпицентр землетрясения находился всего в 80 км от
Токио и в 65 км от Йокогамы, вблизи самого заселенного залива Японии. Эпицентр же
самого мощного сейсмического удара 2011 года находился достаточно далеко в океане,
в 130 км от ближайшего к нему города Сендай. Сегодня такое землетрясение, как в
1923 году, имело бы гораздо более серьезные последствия.
Причиной аварии на АЭС «Фукусима», как ни странно, была не стихия сама по
себе. Непосредственно авария была связана с отключением электричества. Из-за этого
Секция 1. Геология и минералогия твердых полезных ископаемых
30
перестали работать насосы, которыми надо было постоянно охлаждать реакторы.
Перешли на дизель-генераторы. Они тоже отключились, но уже после главной стихии.
Ядерное же топливо продолжало выделять огромное количество тепла и
радиоактивного пара. Землетрясение в океане вблизи от Японии показало, что АЭС,
которые, как нам внушается, способны выдержать атомный удар, не выдерживают
обычных отключений электричества.
Ледяной дождь в конце 2010 года тоже не оставил бы лет 100 назад жителей
подмосковных сел на 2 недели без света и тепла, поскольку люди отапливались углем и
дровами. Электрички бы не остановились, поезда возили паровозы.
Самая сильная из всех когда-либо инструментально зафиксированных
солнечных бурь, вызвавшая мощный выброс плазмы, произошла в 1859 году. Она была
хорошо изучена и получила название «каррингтонское событие», по имени описавшего
ее астронома Ричарда Каррингтона. Это малозамеченное тогда событие,
проэкстраполированное на наши дни, по всем параметрам вызвало бы настоящую
глобальную катастрофу [3 – 5].
Мощный электромагнитный импульс сжег бы компьютеры, телевизоры,
бытовую технику, электрические подстанции. Причем, чем мощнее подстанция, тем
больше ее заземление и тем сильнее разрушения. Выведенные из строя космические
спутники, энергосети, электронные системы коммуникаций парализовали бы работу
целых континентов. Все бы насыщенные электроникой новейшие автомобили
остановились. Пришлось бы покупать старенькие «Жигули», которые тут же
неимоверно возросли бы в цене. Геомагнитная буря 1859 года в наши дни разрушила
бы все электронные системы платежей. Получается, электронные деньги куда менее
устойчивее бумажных банкнот. Они, в свою очередь, тоже подвержены рискам по
сравнению с ходившими до их употребления золотом и драгоценными камнями.
Устойчивость системы коренится в ее разнообразии, тем более такой сложной,
как всемирное человечество. Современная цивилизация в этом плане очень
неустойчива. С ростом сложности техносферы происходит упрощение ее разнообразия
и риск катастрофического исхода. Вот почему важно сохранять отжившие технологии и
архаики типа паровозов, карбюраторных автомобилей, бипланов или ездовых лошадей.
В критическом режиме они могут оказать труднопереоценимую роль. Сохранить их
сегодня может только туризм. Сегодняшняя реальность такова, что, не будучи
оформленной в турпродукт, история предаются забвению.