Аннотация:Значимым периодом в психологическом развитии ребенка являются первые годы его жизни, когда закладываются такие важные личностные образования, как общая самооценка, доверие и интерес с окружающим людям и миру в целом. Искажение или отставание в развитии этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более позднем возрасте, что делает актуальным своевременное выявление возможных отклонений в развитии детей на ранних этапах развития. Серьезное хроническое заболевание, в нашем случае врожденный порок сердца, оказывает огромное негативное влияние на социальную ситуацию развития ребенка, делая ее дефицитарной, что не может не влиять на психическое развитие ребенка. Целью нашего исследования стало изучение особенностей психического развития детей второго года жизни с врожденным пороком сердца (ВПС) в период хирургического лечения. В исследовании приняли участие 98 детей с ВПС на стадии хирургического лечения, средний возраст: 13,08±1,23 месяца. Нами показано, что большинство детей второго года жизни с врожденным пороком сердца имеют задержку в психическом развитии, особенно это касается развития инициативности и настойчивости в общении и предметной деятельности, развитии пассивной и активной речи, движениях.