Аннотация:После того, как новейшая философия провозгласила невозможность создания метафизически привилегированной доктрины о мире, было бы логично отказаться от доктрины сциентистски ориентированного атеизма и включить в свое рассмотрение религиозные типы мировоззрения, уверенно присутствующие в современной постсекулярной культуре. По словам Дж. Ваттимо, атеизм философов сегодня – следствие их личного консерватизма . Эти мысли находятся в русле так называемого теологического поворота, который наметился в западной философии в 50-е годы XX века и получил свою дальнейшую разработку в работах А. Бадью, Дж. Ваттимо, Д. Агамбена, С. Жижека, Д. Милбанка, Ж.-Л. Мариона и др. .
В то же самое время свой особый «теологический поворот» происходит в советском культурном пространстве. Тема эта до сих пор является «слепым пятном» на карте отечественной философской мысли. Между тем, возвращение к ней совершенно необходимо для понимания нашего прошлого, настоящего, а в известной мере, и будущего. Чтобы восполнить этот пробел, автор статьи обращается к до сего времени мало кому известному участнику религиозно-философского процесса тех лет Анатолию Анатольевичу Ванееву (1922-1985), судьба и идеи которого, по мысли автора, являются типичными для всех, кто в эти годы обращается к религиозной мысли.
Личный теологический поворот Ванеева, в соответствии с общей логикой теологического поворота 50-60-х, происходит как встреча двух русских миров: мира уходящей рафинированной христианской культуры Серебряного века и мира советской атеистической культуры.