Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 31 августа 2018 г.
Аннотация:Опора на традицию служит одним из главных способов обоснования любых тео-рий и практических указаний почти во всех направлениях дальневосточной религи-озно-философской мысли, в том числе и буддийской. Установка на преемство знаний
и правил, на их наследование от учителей к ученикам, соответствовала ожиданиям
общества: во многом буддийская община выглядела как подобие семьи, и “родство по
учению” служило заменой кровного родства для монахов, выходящих из рода. Обычно
традицию как таковую японские авторы не ставят под вопрос, хотя постоянно обсуж-дают и состав отдельных традиций (перечни наставников, передававших учение), и их
содержание (что именно подлежит передаче), и их требования (кто, кого и при каких
условиях может приобщить к учению). В Японии XIII в. почти все буддийские тради-ции так или иначе пересматривались и обновлялись; отсюда внимание и к тому, как
устроена традиция сама по себе. Догэн (1200–1253) в трактате “Грамота о преемстве”
(“Сисё”) показывает, какие парадоксы следуют из представления о передаче Закона
Будды как своеобразном наследовании. Коль скоро распознать будду способен только
будда, то выбирая себе наставника и почитая его как правомочного преемника будд,
ученик сам оказывается буддой – как только приступает к учебе и до тех пор, пока про-должает учиться. В этом же трактате Догэн описывает свой опыт знакомства с “родо-словными” разных монахов как опыт укрепления веры.
Статья предваряет перевод трактата, выполненный М. В. Бабковой.