Точка зрения Догэна в спорах о монашеском плаще кэсастатья
Статья опубликована в высокорейтинговом журнале
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 31 августа 2018 г.
Аннотация:В спорах о монашеском одеянии в Японии XIII в. обсуждался вопрос, как относиться к челове-ку, если он лишь кажется монахом по одежде и внешнему облику, но не соблюдает заповедей и ниче-го не делает, чтобы освободиться от заблуждений и стать буддой. Многие считали, что в наставшую
эпоху “конца Закона” истинных последователей Будды нет и не может быть, а потому нужно почи-тать даже дурных монахов; плащу, который подобен одеянию Будды, приписывалась мощная чудес-ная сила. Одни противники этого подхода вовсе отказывались от различения монахов и мирян, дру-гие старались вернуться к тому образцу монашества, который был задан Буддой. Догэн обсуждает
вопрос о монашеском плаще с точки зрения наследования подлинной буддийской традиции; для него
это традиция “созерцания” (кит. чань, яп. дзэн). По Догэну, внешнее уподобление Будде неотделимо
от внутреннего преобразования человека на пути подвижничества; плащ при этом рассматривается
как реликвия Будды, но также и как простая одежда, необходимая для повседневных упражнений,
как символ верности традиции – но такой символ, которым недостаточно лишь обладать, а нужно
“принять и носить” его. Рассуждения Догэна стали основой одного из направлений японского буд-дизма, которое учит, что “Закон и облачение – одно и то же”. В статью вошли переводы фрагмен-тов двух трактатов Догэна: “Передача одеяния” (“Дэн э”) и “Благая сила плаща” (“Кэса кудоку”).