Аннотация:Когнитивные способности чаек исследовали в их естественной среде обитания - в период гнездования на колонии, расположенной на о. Топорков (Командорские острова, ГПБЗ "Командорский", Дальний Восток, Россия). Чаек–демонстраторов обучали решению двух задач, не входящих в видоспецифический поведенческий репертуар данного вида. Вначале чайкам была предложена задача на «неисчезаемость» предмета, которую, как мы показали ранее, чайки при первом предъявлении не решают. После 15 – 41 предъявлений 5 чаек из 6 обучились добывать корм, который на виду у них экспериментатор помещал в непрозрачную коробку. 13 из 14 птиц - наблюдателей, находящиеся на соседних гнездовых территориях с птицами–демонстраторами, начали добывать корм из коробки уже с 1 – 3 предъявления. Других двух чаек–демонстраторов за 12-15 предъявлений обучили выбирать красную коробку из четырех коробок одинакового размера. 3 из 4 птиц–наблюдателей решили эту задачу при ее первом предъявлении. Таким образом, серокрылые чайки способны обучаться путем наблюдения за действиями конспецификов. Это позволяет предположить, что обучение путем наблюдения – один из возможных способов передачи навыков от одной к другой особи внутри колонии этих птиц.