Аннотация:В статье рассматриваются вопросы формирования университетских музеев, дается их классификация по уровням развития, определяется круг наиболее острых проблем, которые перед ними стоят.
Отмечается, что развитие университетского образования и музейного дела всегда были тесно взаимосвязаны. Первые университетские музеи, созданные силами меценатов и ученых, а также при деятельном участии государства, не только способствовали повышению эффективности образовательного процесса и исследовательской работы в университетах, но и, становясь публичными, служили делу просвещения населения.
Характеризуя нынешнее состояние университетских музеев и коллекций, подчеркивается, что у России имеется огромный ресурс музейных собраний, но многие из них закрыты для широкой публики. Кроме того, экспозиции университетских музеев часто не соответствуют качественному уровню, который удовлетворил бы запросы и требования современного посетителя. Их финансирование осуществляется по остаточному принципу, в том числе и в связи с недооцениванием их потенциала для развития ВУЗа. В статье отмечается, что подобная ситуация характерна для университетских музеев во всем мире.
В целях комплексного анализа состояния современных университетских музеев и коллекций дается характеристика четырем форматам, в которых они существуют на сегодняшний день.
Особое внимание уделено потенциалу университетского музея в контексте просвещения и популяризации науки, а также развития территории и улучшения качества жизни населения. Отмечается, что публичный университетский музей может содействовать формированию позитивного образа университета, популяризировать его, а также способствовать привлечению абитуриентов на платные программы.
В статье очерчивается круг актуальных задач, требующих решения, а также анализируется успешный зарубежный опыт. На примере деятельности Музея Института технологии моды, колледжа Государственного университета штата Нью-Йорк, демонстрируется, как университетский музей может стать своего рода эффектной «витриной» колледжа, обращенной к широкой общественности, что существенно помогает ему в решении насущных проблем.
Ключевые слова:
музей, университетский музей, университетская коллекция, университет, проблемы университетских музеев, потенциал университетских музеев, популяризация науки, развитие территории, Музей Института технологии моды