Искусство и глобализациятезисы доклада Электронная публикация

Работа с тезисами доклада


[1] Фадеева Т. Е. Искусство и глобализация // Материалы XIX Международного молодежного научного форума "Ломоносов-2013". — МАКС Пресс Москва, 2013. Ситуация культурной глобализации под эгидой стран Запада была инициирована бурным развитием новых технологий массовой коммуникации и ростом средств сообщения, обусловленным возникновением мирового рынка товаров и услуг, что привело к усилению взаимозависимости экономик различных стран и отразилось на всех сферах жизни общества, в том числе и на искусстве. В настоящий момент искусство, с одной стороны, является одной из важнейших составных самого процесса глобализации общества, интегрирующей и гармонизирующей процесс коммуникации между членами различных обществ, с другой стороны, продолжает выполнять свои традиционные функции применительно к конкретной культуре, включенной в этот процесс. Отсюда проблемы сосуществования форм массового, традиционного и современного искусства. Так, например, одно из направлений в искусстве – современное искусство, contemporary art - даже при наличии вербального комментария (программки-шпаргалки, в которой дается ряд объяснений) зачастую не находит понимания среди широкой публики, не всегда способной считывать все смыслы, заложенные автором в произведение искусства (а не только верхний, что сразу бросается в глаза), узнавать разного рода цитаты (прямые и скрытые), охотно отказываться от оков бинарной логики, а в ряде случаев – абстрагироваться от заветов этики и религии. История человечества как история локальных цивилизаций рисует нам картину длительных отношений между цивилизациями, их взаимодействия и взаимовлияния, которые во 2-й половине XX века настолько усилились, что невольно спровоцировали изменение масштабов человеческого существования и пересмотр общечеловеческих ценностей (начиная с экологии и заканчивая свободой и демократией). Главная задача теории глобализации – отыскать пути разрешения конфликта глобальных процессов и национального своеобразия. В рамках аксиологии уже сейчас предпринимаются попытки создания универсальных ценностных ориентиров, позволяющих наладить полилог, необходимый для разрешения общемировых проблем. Искусство в рамках локальных цивилизаций на каждом этапе развития этих цивилизаций играло определенную роль. Первоначально искусство выполняло сакральную функцию, позже, с развитием экономических и общественных отношений в Европе и изменением представлений о человеке и его роли в мире (антропоцентризм Возрождения), изменилась и роль искусства, процесс создания произведений искусства и их институционализации. На Востоке, где человек продолжал считаться не венцом природы, а частью мира, отношение к искусству и само искусство отличались от западных. Таким образом, искусство всегда несло на себе отпечаток своеобразия той цивилизации, в рамках которой оно существовало. Однако в XX веке искусство выходит за рамки конкретной цивилизации – национальные и этнические, политические конфессиональные, нравственные и эстетические. *** Искусство, в силу того, что оно свободно оперирует образами и смыслами, способно говорить без слов, приобрело сильную социальную направленность и используется как инструмент интеграции, пропаганды, привлечения внимания общественности к той или иной проблеме в любом из уголков мира: экологии, терроризма, религиозных гонений, голода, нарушения прав человека и т.д. Сегодняшний художник уже не служитель муз, он рупор тревоги, его предмет – не фрукты, деревья или группа людей, а вся Земля, над которой у человечества нынче – слишком большая власть. [ DOI ]

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть