Когнитивные стили и различение громкости тональных сигналов: дифференциально-психологический анализстатья

Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 16 января 2019 г.

Работа с статьей

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Полный текст текста статьи Volkova_Gusev.docx 111,0 КБ 20 ноября 2017 [angusev]

[1] Волкова Н. Н., Гусев А. Н. Когнитивные стили и различение громкости тональных сигналов: дифференциально-психологический анализ // Национальный психологический журнал. — 2018. — № 1. — С. 106–116. Представлены результаты исследования (N=90) влияния когнитивных стилей на показатели решения околопороговой и пороговой сенсорных задач по различению громкостей тональных сигналов 1000 Гц в варианте одинаковые-разные. В соответствии с идеями системно-деятельностного подхода в психофизике, мы анализировали как стимульные, так и индивидуально-психологические детерминанты сенсорного исполнения. В качестве стимульного фактора рассматривался уровень сложности выполняемой задачи, заданный величиной межстимульной разницы (2 или 1 дБ), а в качестве индивидуально-психологических факторов – пять когнитивных стилей (усиление-ослабление, сглаживание-заострение, гибкость-ригидность познавательного контроля, диапазон эквивалентности, фокусирующий-сканирующий контроль). Для каждой сенсорной задачи анализировались индекс сенсорной чувствительности Aˈ, величина и стабильность ВР, индекс уверенности в ответах. Мы обнаружили эффекты как отдельных когнитивных стилей, так и их совместного влияния. Указанные эффекты варьировали в зависимости от уровня сложности выполняемой задачи. На величину сенсорной чувствительности оказали влияние когнитивные стили усиление-ослабление, сглаживание-заострение, а также их сочетание. Гибкость-ригидность познавательного контроля, а также сочетание усиления-ослабления и сглаживания-заострения влияли на величину и стабильность ВР. Субъективная уверенность зависела от таких когнитивных стилей, как фокусирующий-сканирующий контроль, гибкость-ригидность познавательного контроля, диапазон эквивалентности, а также сочетание двух последних. Полученные результаты соотносились с результатами выполнения пороговой и околопороговой задач по обнаружению зрительного паттерна. Было продемонстрировано, что тип и уровень сложности задачи как важнейшие ситуационные детерминанты решения сенсорных задач в ситуации высокой перцептивной неопределенности опосредуют влияние индивидуально-психологических факторов на показатели сенсорного исполнения. Полученные результаты обсуждаются в рамках системно-деятельностного подхода в психофизике. Ключевые слова: индивидуальные различия, психофизика, сенсорная задача, когнитивные стили, различение громкости сигналов. The paper presents the results of a study (N=90), exploring the effect of cognitive styles on near-threshold and threshold loudness discrimination tasks performance. The tasks represented the discrimination of loudness of 1000 Hz tonal signals in ‘same-different’ paradigm. Within the framework of system-activity approach in psychophysics, we analyzed both stimulus and individual differences determinants of sensory performance. Stimulus factor was presented by task’s difficulty level, set by the value of difference between stimuli (2 or 1 dB). Five cognitive styles (augmenting-reducing, leveling-sharpening, flexibility-rigidity of cognitive control, equivalence range, and focusing-scanning) were considered as factors of individual differences. We analyzed sensitivity index A‵, RT and it’s stability, and confidence index for each task. We found effects of separate cognitive styles as well as their interactions effects. These effects varied depending on the task difficulty level. Cognitive styles ‘augmenting-reducing’ and ‘leveling-sharpening’, together with their interaction, affected sensitivity. ‘Flexibility-rigidity of cognitive control’ as well as the interaction of ‘augmenting-reducing’ and ‘leveling-sharpening’ affected RT. Subjective confidence depended on such cognitive styles as ‘focusing-scanning’, ‘flexibility-rigidity of cognitive control, and ‘equivalence range’, alongside the interaction of the latter two. The results were compared to the ones of threshold and near-threshold visual signal detection tasks performance. We showed that the task’s type and difficulty level, being crucial situational determinants of solving sensory tasks under perceptual uncertainty, mediate the effects of individual differences factors on sensory performance indices. The results are discussed within the framework of system-activity approach in psychophysics. Keywords: individual differences, psychophysics, sensory task, cognitive style, loudness discrimination. [ DOI ]

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть