Место издания:Российская Академия художеств Москва
Первая страница:193
Последняя страница:199
Аннотация:Абстракт. Последовательное теоретическое, научное рассмотрение цвета как канала передачи инвариантной чувственно-интеллектуальной информации связано, что вполне закономерно, с осмыслением природы коммуникативного опыта живописи как исторически сформировавшегося способа передачи визуальных сообщений, где, по сравнению с другими способами, цвет играет беспрецедентно важную роль в передаче значений. Современная рефлексия в этой области во многом связана с творческой и исследовательской деятельностью великого русского художника и фундаментального теоретика в области эстетической коммуникации В.В.Кандинского. Его труд «О духовном в искусстве» оказал огромное влияние на формирование современных теоретических представлений и установок в эстетической теории и художественном образовании в том, что касается психологических аспектов хроматической коммуникации. Хорошо известно, что В.В.Кандинский практически работал в визуальной рекламе, создав рекламный постер шоколада «Extra» для товарищества «А.И.Абрикосов и сыновья» в 1898 году, еще до первого отъезда из России в Германию. Следует заметить, что в Университете Кандинский учился на юридическом факультете, но в его намерения вряд ли входило стать именно практикующим юристом (адвокатом или судебным деятелем). Намерения Кандинского в получении образования были, очевидно, иными: видимо, поддерживая семейную традицию и линию, он избрал на этом факультете тесно связанную с возможностями делового применения кафедру экономики и статистики. Здесь он занимался под руководством профессора А.И.Чупрова, видного экономиста и специалиста в области статистики железнодорожных перевозок (интересно, что А.И.Чупров скончался в Мюнхене в 1908 году, в то время, когда там жил В.В.Кандинский). Когда В.В.Кандинский увлекся живописью после известной выставки импрессионистов 1895 года в Москве, где его поразила картина Клода Моне «Стога», он постепенно приходил к выводу о смене своей будущей деятельности. Обращение Кандинского к рекламе вряд ли можно считать случайным: как весьма вероятную версию следует предположить, что мотивом такого обращение было желание найти точку пересечения прежних жизненных целей, связанных с экономикой и нового выбора будущих занятий, тем более, что практика многих французских художников также была связана с визуальной рекламой. Затем опыт работы над указанным рекламным произведением, в который органично включены абстрактный пейзаж и шрифтовая композиция - как и все другие художественные эксперименты - стал базой для его теоретических размышлений и построений, оформившихся в упомянутом нами первом его исследовательском труде на эстетические темы. После второго отъезда из России в 1921 году В.В.Кандинский, давно и хорошо знакомый художественному миру Германии, стал сотрудничать с вновь созданным институтом Баухаус, много занимавшимся научной проблематикой визуальной коммуникации. Здесь, в атмосфере гештальт-психологических исследований, его представления о базовых элементах визуальной коммуникации, среди которых цвет (краска) играет важнейшую роль носителя абстрактной информации, приняли завершенный вид. Взгляды В.В.Кандинского на эстетико-хроматические проблемы коммуникации, его подходы к этим проблемам, имеют очень значительные ресурсы практического применения в рекламной креативной работе. Это обстоятельство автор настоящей публикации, приуроченной к юбилею выдающегося теоретика и художника, не склонен толковать как случайное: теоретический опыт закономерно вернулся как объясняющий и методологический фактор к одному из своих истоков. Ниже мы стараемся показать, как представления о роли цвета, опирающиеся на идеи В.В.Кандинского, действуют в качестве творческого фактора при создании визуальных рекламных сообщений разного типа.
Ключевые слова: Кандинский, цвет, коммуникация, эстетико-хроматическая коммуникативистика, креативная работа в визуальной рекламе.