Линии разработки идей Л.С. Выготского в харьковской психологической школестатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 20 января 2021 г.
Аннотация:В данной статье автор доказывает дополнительность, а не альтернативность исследовательских «парадигм» Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева в период создания последним Харьковской психологической школы. Творческое развитие идей Л.С. Выготского харьковскими психологами прослеживается в статье на материале экспериментальных исследований доречевых обобщений, формирования научных понятий в ходе обобщающей деятельности ребенка, исследований соотношения в его сознании «действенных» и «вербальных» обобщений. Автор статьи утверждает, что оформившийся в Харьковской школе новый взгляд на психику как функцию деятельности является в известном смысле возвращением к исходным замыслам Л.С. Выготского, говорившего о сознании как проблеме структуры поведения.
In this paper the author argues that the research 'paradigm' developed by L.S. Vygotsky and the one developed by A.N. Leontiev in the Kharkov School of Psychology were not alternative, but complementary. The author traces the creative development of L.S. Vygotsky's ideas using the materials of experimental researches on pre-speech generalizations, on formation of scientific concepts in generalizing activity of a child, and on the relation between 'action-related' and 'verbal' generalizations in a child's consciousness. The author states that the new interpretation of mind as the function of activity is to a certain extent a return to the initial purposes of L.S. Vygotsky who talked about consciousness as the problem of structure of one's behaviour.