Аннотация:Несмотря на утверждения многих людей, что в кризис никакого интереса к специалистам в области маркетинга, рекламы и пиара не будет, нам показалось, что это как раз прорывная тема. Наряду с еще одной, которую мы проверили в прошлом учебном году. А именно — программой психологии управления и бизнес-планирования для руководителей сельскохозяйственных предприятий. Это был совершенно новый подход, связанный с изменением представления о том, что такое практическое знание. Мы до сих пор, как и большинство наших коллег, исходили из того, что практическое знание определяется процентным соотношением лабораторных, практических занятий и теоретических, лекционных. Но мы сделали открытие для себя (возможно, для некоторых наших коллег — это вчерашний день) — само обучение должно быть процессом подготовки управленческого решения. Если для освоения технологии бизнес-планирования нужно научиться анализировать ситуацию, то где же ее анализировать, как не на собственном предприятии? Взять все необходимые данные, подходы, методы, «положить» перед собой материал своего предприятия и провести анализ. И если нужно проанализировать финансовую составляющую, то почему для этого нужны кейсы, если самый лучший кейс — это собственное предприятие? И, в конце концов, логически продолжая эту линию размышлений, мы пришли к тому, что дипломной работой должен быть бизнес-план, который защищаться должен соответственно, именно как бизнес-план. А если сразу же находятся инвесторы, готовые проинвестировать тот или иной бизнес-план, то вот вам — практическая значимость. Мы пошли по этому пути, начав с довольно сложного материала, сельского хозяйства Сибири. В итоге получили ряд очень неожиданных результатов. Во-первых, одиннадцать из обучавшихся руководителей защитили свои бизнес-планы. Во-вторых, несколько бизнес-планов, даже если бы на них не нашлись инвестиции, тем не менее решили проблемы, которые стояли перед руководителями хозяйства. Например, один из студентов нашел технологическое решение, как торф, находящийся вокруг собственного хозяйства, превратить в газ и тем самым обеспечить теплом два коровника в полностью автономном режиме. Для меня это был серьезный урок: в партнерстве со своими коллегами я увидел, что само по себе бизнес-управление — это отдельные технологии, отдельное направление, я бы даже сказал, искусство, связанное с тем, что человек становится ответственным за свои собственные решения. В психологии выделяют людей с внешним локусом контроля, то есть считающих, что все, что с ними происходит, связано с внешней средой. И людей с внутренним локусом контроля, которые считают, что все зависит от них. Мне показалось, что эта программа, и это третий результат, позволяет удивительным образом внешний локус контроля переводить во внутренний.
Источник: http://www.top-personal.ru/issue.html?2547