Место издания:Изд-во Института Непрерывного Образования Москва
Первая страница:184
Последняя страница:191
Аннотация:Показано, что объективными критериями анализа содержания учебного материала и оценки значимости его отдельных элементов должны являться обобщенные содержательные характеристики основных типов научных знаний. Анализировались результаты студентов-гуманитариев 1, 3 и 4 курсов (N=340 человек). Показано, что ориентировочная основа действия выделения главного в тексте объяснительного типа, соответствующая нормативным академическим представлениям, сформирована у 1,8% студентов-педагогов. Остальные нуждаются или в корректировке, или полном формировании ООД действия выделения главного. Около 45% студентов вообще не выделяют в объяснительном тексте предложения, содержащие объяснение фактов. Выявленная в предыдущих исследованиях доминирующая установка на запоминание материала, в случае, когда знания являются формальными (номинативные определения, исторические даты, декларация значимости проблемы), замещает содержательный анализ учебного материала. Сравнение с данными, полученными на студентах МГУ (филфак и факультет психологии) свидетельствует о том, что здесь уровня нормативных представлений достигает 7% учащихся. В данной выборке акцент делается также на фоновых предложениях в виде номинативных определений (филфак), а также на объяснениях с игнорированием фактического материала (психологи).