Аннотация:В наше время для выстраивания индивидуальной траектории жизненного успеха особенно актуальна способность человека гибко реагировать на новые факторы, умение принимать решение в сложной новой ситуации, то есть некая рефлексивная гибкость.
Это понятие в свое время мы выделили в качестве самостоятельного психологического феномена в результате анализа профессионального сознания педагога, и определили ее как способность человека произвольно, в зависимости от ситуации, переходить от имплицитной формы решения задачи (в том числе поведенческой) к эксплицитной и наоборот. Сигналом перехода от имплицитной формы (или уровня одномоментного целостного опознавания) к эксплицитной форме (рационально-аналитического подетального опознавания) рефлексии является отклонение от знакомых образцов, появление новых необычных объектов или ситуаций (Б.Д. Эльконин).