Эссе о лукавых и истинных числах, экономистах, юриспруденции и "палочке-выручалочке" философии хозяйствастатья

Статья опубликована в журнале из перечня ВАК

Работа с статьей


[1] Антропов А. А., Сухина Т. С., Трубицына Т. Г. Эссе о лукавых и истинных числах, экономистах, юриспруденции и палочке-выручалочке философии хозяйства // Философия хозяйства. — 2014. — № 6(96). — С. 244–250. Анонсы Интерактивного семинара д.э.н., профессора Ю.М. Осипова на тему: Экономика: число и слово, счет и размышление: на VII Фестивале Науки 11.10.2014 г.: 1. Каким быть современному экономисту (какому экономисту? экономисту-практику или же экономисту-теоретику? И этому, и тому надо и первое, и второе!)— считающим или размышляющим? Ответ: Не или, а и. 2. Ясно, что и тем, и другим, но все-таки? 3. Работа экономиста — исполнение или творчество? Ответ: И это, и то в разных пропорциях для разных задач по назначению, сложности и степени новизны. 4. Если творчество, то какое и в чем? В разных пропорциях для разных задач по назначению, сложности и степени новизны. 5. Нужна ли экономисту философия? 6. Что есть философия хозяйства и чем она может пригодиться экономисту? Учитывая основной возрастной состав аудитории слушателей (школьники 510 классов) постараемся с их уровней или же для их уровней ответить на вышеуказанные вопросы. Постараемся дать ответы на 1-й и 3-й вопросы: 1. Задача № 1. Условия задачи: 1.1). Даны 9 монет одинакового орнамента, цвета и размеров. 1.2). Их них одна монета фальшивая и она по весу легче настоящих. 1.3). Даны базарные весы с двумя чашами, но без набора гирь и без указательных стрелок. Надо двумя взвешиваниями на базарных весах с двумя чашами найти фальшивую монету. Для решения этой простейшей задачи необходимо проявить настоящую смекалку и 100% квалификацию экономиста-торговца. Решение задачи: На каждую чашу положим по 3 монеты. Подвариант № 1_1: 1_1_1. Если чаши не уравновешены, то на чаше, которая выше по высоте (раз выше, то легче) другой находится фальшивая монета. 1_1_2. Из второй чаши весов убираем ненужные 3 настоящие монеты и в каждую чашу из первой чаши положим по 1 монете из чаши, которая была выше. Если чаши на одном уровне, то фальшивая  третья монета. Если же чаши не уравновешены, то на чаше, которая выше по высоте другой (раз выше, то легче) находится фальшивая монета. Подвариант № 1_2: 1_2_1. Если чаши уравновешены, то фальшивая монета находится среди оставшихся 3 монет. 1_2_2. Повторяем этап 1_1_2 подварианта 1_1. Задача решена. Очень жаль, что ее не дали решить присутствующим школьникам. 2. Задача № 2. Условия задачи: 2.1). Даны 10 стопок монет и в каждой стопке по 10 монет одинакового орнамента, цвета и размеров. 2.2). В одной из стопок все монеты фальшивые и вес одной фальшивой монеты  95 г. 2.3). Вес настоящей монеты  100 г. 2.4). Даны магазинные весы с одной очень большой и ровной чашей и указателем-стрелки на вес взвешенного товара. Надо одним взвешиванием на магазинных весах с одной очень большой и ровной чашей и указателем-стрелки на вес товара найти стопку с фальшивыми монетами. Эта задача предназначена школьникам, которые уже изучили раздел математики: арифметическая прогрессия. Для решения этой простой задачи также необходимо проявить настоящую смекалку и 100% квалификацию экономиста-торговца. Решение задачи: 2.1). Пронумеруем стопки с монетами: 1, 2, …, 9, 10. 2.2). На очень большую и ровную чашу положим рядом: 2.2.1). Из первой пронумерованной стопки - 1 монету; 2.2.2). Из второй пронумерованной стопки - 2 монеты; 2.2.3). Из третьей пронумерованной стопки - 3 монеты; ……… 2.2.9). Из девятой пронумерованной стопки - 9 монеты; 2.2.10). Из десятой пронумерованной стопки - 10 монеты. Итого, всего на очень большой и ровной чаше: [(1+10)/2]*10 = [(11/2]*10 = 11*5 = 55 монет. 2.3). Методика расчетов выявления стопки с фальшивыми монетами дана в табл. 2_1_1. 1. (55-1)*100+1*95) 5495 2. (55-2)*100+2*95) 5490 3. ((55-3)*100+3*95) 5485 4. (55-4)*100+4*95) 5480 5. 55-5)*100+5*95) 5475 6. 55-6)*100+6*95) 5470 7. 55-7)*100+7*95) 5465 8. 55-8)*100+8*95) 5460 9. 55-9)*100+9*95) 5455 10. 55-10)*100+10*95) 5450 Примечание: 1). Вес настоящей монеты - 100 г; 2). Вес фальшивой монеты - 95 г; В зависимости от того на какой вес (г) (столбец № 4) укажет указатель-стрелки магазинных весов на вес товара, то по столбцу № 1 найдем нужную стопку с фальшивыми монетами. Задача решена. Очень жаль, что ее не дали решить присутствующим школьникам. 3. Основное уравнение для отрасли МТС СССР  Госснаба СССР Q(t) = F[ВОП(t), Все материальные затраты (без Амортизационных отчислений, Валовой прибыли, Фонда оплаты труда, Процентов за кредиты)(t)], где Q(t) - объем оптовой торговли системы Госснаба СССР за (t)-й год, млрд руб. ВОП(t) - Валовой общественный продукт СССР за (t)-й год, млрд руб. Все материальные затраты (без Амортизационных отчислений, Валовой прибыли, Фонда оплаты труда, Процентов за кредиты(t) за (t)-й год, млрд руб. Чтобы догадаться о таких факторах нужно было: 3.1). Хорошо знать все основные годовые показатели в целом по народному хозяйству СССР и по отдельным отраслям, считаемые ЦСУ СССР (ныне ГосСтат РФ); 3.2). Проявить настоящую смекалку и 100% квалификацию; 3.3). Надо было хорошо освоить персональный компьютер и соответствующие компьютерные программы - электронные таблицы - Lotus 1-2-3, Excel, Quatrro.Pro), а также написать десятки программ в этих пакетах и т.д. 4. Простейшая экономико-математическая задача, решаемая по-разному (в силу совсем разных, несовместимых ценностей, психологий и менталитетов народов и наций) в странах Запада (США, Великобритания, Франция, Германия и т.д.), с одной стороны, и в странах Востока (РФ, КНР, Япония и т.д.), с другой стороны. Исходные данные: На базаре две подружки торговали, например, яблоками одного сорта, но разного размера, причем у каждой торговки все яблоки были одного размера. 4.1). У первой торговки было 10 яблок по цене: 4.1.1). 3 (долл./шт., ф.ст./шт., евро/шт. и т.д.) - для отдельных стран Запада, 4.1.2). 3 (руб./шт., юань/шт., йена/шт. и т.д.) - для отдельных стран Востока; 4.2). У второй торговки было 15 яблок по цене: 4.2.1). 5 (долл./шт., ф.ст./шт., евро/шт. и т.д.) - для отдельных стран Запада, 4.2.2). 3 (руб./шт., юань/шт., йена/шт. и т.д.) - для отдельных стран Востока; Одна из торговок в начале торговли отлучилась по семейным обстоятельствам и попросила подружку за нее продать ее яблоки. Подружки-торговки решили торговать яблоками по средней цене: 3+5)/2 = 4 ден. ед./шт. Общая сумма выручки получилась: (4 ден. ед./шт.)*(10+15 шт.) = 100 ден. ед. Настоящая же общая выручка должна была быть: (3 ден. ед./шт.)*(10 шт.) + (5 ден. ед./шт.)*(15 шт.) = 30 ден. ед. + 75 ден. ед. = 105 ден. ед. Итого общая недостача составляет: (105 ден. ед. - 100 ден. ед.) = 5 ден. ед. Возникает вопрос - как распределить общий убыток в 5 ден. ед. между двумя торговками-подружками? Естественно, они сами договориться между собой не смогли и пошли в суд рядиться-судиться. 1). В стандартном западном суде рассуждали бы так: 1.1). Средняя цена: (3+5)/2 = 4 ден. ед./шт. была установлена с согласия обеих торговок; 1.2). Все остальные показатели даны выше. Тогда: Первая торговка к своей законной выручки (3 ден. ед./шт.)*(10 шт.) = 30 ден. ед. дополучает: (4 ден. ед./шт. - 3 ден. ед./шт.)*(10 шт.) = 10 ден. ед. Итого у первой торговки общая присудимая выручка:30 ден. ед. + 10 ден. ед. = 40 ден. ед. Вторая торговка к своей законной выручки (5 ден. ед./шт.)*(15 шт.) = 75 ден. ед. недополучает: (4 ден. ед./шт. - 5 ден. ед./шт.)*(15 шт.) = - 15 ден. ед. Итого у второй торговки общая присудимая выручка:75 ден. ед. - 15 ден. ед. = 60 ден. ед. 2) В стандартном восточном суде рассуждали бы так: 2.1). Средняя цена: = (3+5)/2 = 4 ден. ед./шт. была установлена с согласия обеих торговок, но она была ошибочной; 2.2). В силу первого условия убытки должны делить обе торговки. 2.3). Общей средней ценой должна была быть: (3*10+5*15)/(10+15) = 105/25 = 4?2 ден. ед. 2.4). Все остальные показатели даны выше. Тогда: Первая торговка к своей законной выручки (3 ден. ед./шт.)*(10 шт.) = 30 ден. ед. недополучает: (4,2 ден. ед./шт. - 4 ден. ед./шт.)*(10 шт.) = 2 ден. ед. Итого у первой торговки общая присудимая выручка: 30 ден. ед. - 2 ден. ед. = 28 ден. ед. Вторая торговка к своей законной выручки (5 ден. ед./шт.)*(15 шт.) = 75 ден. ед. недополучает: (4,2 ден. ед./шт. - 4 ден. ед./шт.)*(15 шт.) = - 3 ден. ед. Итого у второй торговки общая присудимая выручка: 75 ден. ед. - 3 ден. ед. = 72 ден. ед. 5. Наглядный пример несовместимость ценностей, психологий и менталитетов западных и восточных народов и наций (Запад и Япония) Для западного экономического мышления характерно устанавливать отрицательную корреляцию между безработицей и инфляцией, причем уровень безработицы существенно ниже 5%, как считается, инициирует инфляционное давление. Однако в Японии многие годы средний уровень безработицы составляет менее 3%, а уровень инфляции  1,5% . К 1990-м гг. американские и японские экономисты определили основные различия двух экономических укладов. Единственный в своем роде низкий уровень импорта промышленных товаров в Японии нельзя объяснить на основе общепринятых экономических факторов. Японская экономика не следует западной логике, и что бы ни говорили западные прогнозисты, самая простая причина кроется в том, что это не свободно-рыночная экономика. Японцы создали такой тип экономики, которая ведет себя так, что ставит в тупик западных наблюдателей и не позволяет применять свои способности к предвидению. Среди ведущих промышленно развитых стран японская экономика является уникальной в своем роде потому, что японское общество уникально не-западное. Японское общество и японская культура отличаются от западных, в особенности от американских.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть