СПЕЦИФИКА СОЦИО-КОГНИТИВНОГО ДЕФИЦИТА В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕстатья

Работа с статьей

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Полный текст Полный текст 2017-vip2.PDF 1,6 МБ 28 сентября 2017 [clinmelehin]

[1] Мелёхин А. И., Сергиенко Е. А. СПЕЦИФИКА СОЦИО-КОГНИТИВНОГО ДЕФИЦИТА В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // II МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ Материалы Международного конгресса (Уфа, Республика Башкортостан, 21– 23 сентября 2017). — 2017. — С. 56–57. Сложившаяся социальная ситуация предъявляет высокие требования к эмоциональной компетенции или социо-когнитивной способности человека позднего возраста, которая включает в себя: понимание собственных психических состояний и другого человека или модель психического (theoryofmind, ToM); регуляцию эмоционального состояния и способность к эмпатии [2]. Почти все неврологические и психические расстройства, которые сопровождаются церебральными изменениями включают в себя дефицит социо-когнитивной способности [1;2;3]. Не зря в DSM-V оценка социального познания является одним из шести компонентов, определяющих нейрокогнитивный статус [2], риски развития большого эпизода депрессии [4], старческой астении [3]. Изменения в этой способности следует рассматривать как важный маркер изменений в функциональном статусе, которые влияют на способность поддерживать здоровье-сберегающее и профилактическое поведение, социальный капитал. Цель исследования: выявление особенностей когнитивного и эмоционального компонентов модели психического в пожилом и старческом возрасте. Участники исследования: три группы респондентов: 1) 55-60 лет – 120 (17 мужчин и 103 женщины, M±SDage=56,6±1,8); 2) 61–74 лет – 120 (13 мужчин и 107 женщин, M±SDage=66,7±3,9) и 3) 75–90 лет – 50 (11 мужчин и 39 женщин, M±SDage=79,4±3,5) проходившие амбулаторную комплексную гериатрическую оценку состояния здоровья у врача-гериатра в городских поликлиниках г. Москвы. Методики исследования: тест на оценку способности прагматической интерпретации жизненных событий (Winner’s Task); субшкалы из Пенсильванской нейропсихологической батареи (WEB PennCNP): тест распознавания эмоций (Penn Emotion Recognition Task-40), тест дифференциации эмоций (PennMeasuredEmotion Discrimination Task), тест запоминание лиц (Penn FacialMemoryTest). Результаты исследования: Память на лица. Показано, что при непосредственном воспроизведении лиц по памяти респонденты 55-60 лет сумели вспомнить в среднем 35 (87%) лиц, 61–74 лет – 32 (74%) лица, а респонденты 75–90 лет – 26 (61%) лиц из представленных 40 фотографий лиц. Распознавание и дифференциация простых эмоций. В позднем возрасте наблюдаются следующие особенности обработки эмоциональной информации: 1) эмоциональная гетерогенность или феномен положительного перцептивного смещения, большие трудности при распознавании отрицательных в отличие от положительных эмоций; 2) ложная атрибуция или гипотеза конгруэнтности настроения, т.е. при распознавании экспрессии спокойного лица у респондентов трех возрастных групп наблюдались ошибки в форме приписывания других эмоций; 3) эффект высокого порога интенсивности эмоций, т.е. высокая интенсивность эмоций способствует лучшему распознаванию эмоций; 4) феномен гендерного уклона при распознавании экспрессий лица, т.е. женщины пожилого возраста лучше распознают женские лица лучше, чем мужские. Понимание небуквальных высказываний. У респондентов трех возрастных групп наблюдаются большие изменения в понимании иронии, чем обмана. Следует отметить трудностей в одновременное понимание двух точек зрения и интерпретации обмана и иронии в социальном контексте у респондентов трех возрастных групп. Таким образом выделенные особенности расширяют симптомы дефицита социо-когнитивной способности для более эффективной диагностики этих нарушений и эффективности проводить социо-когнитивные тренинги по восстановлению и усилению навыков понимания психических состояний других людей в позднем возрасте как при нормальном старении, так и при нейродегенеративных расстройствах. Значительный интерес представляет применение транскраниальной магнитной стимуляции и введения окситоцина для улучшения социо-когнитивных навыков у пациентов лобно-височной деменцией. Актуальными являются исследования по эффективности серотонинергических и норадренергических антидепрессантов при аффективном спектре расстройств в позднем возрасте для стабилизации обработки социо-эмоциональной информации.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть