Аннотация:Начало 2010-х гг. в России ознаменовалось новой попыткой реформировать государственную социальную политику. Руководствуясь экономической эффективностью, при переходе от универсальных льгот к адресной социальной помощи, федеральный центр стремился расширить рынок социальных услуг посредством поддержки негосударственных акторов - в частности социально ориентированных некоммерческих организаций. Вытеснив иностранных спонсоров третьего сектора по соображениям государственной безопасности, руководство России пришло к решению замещения западного финансирования посредством создания национальных грантовых операторов - Общественной палаты и Фонда президентских грантов, а также содействию их развития. Целью проводимого исследования выступает изучение современных трендов российской социальной политики через призму деятельности «третьего сектора». При написании статьи использовался широкий спектр методов, таких как моделирование и аналогия, а также кейс-стади отдельных российских регионов для того, чтобы проанализировать и классифицировать проводимую ими социальную политику. Авторы приходят к выводу, что реформа социальной сферы, наряду с заботой о гражданском обществе, осуществлялась с целью снижения нагрузки на госучреждения за счет задействованных в социальной сфере предпринимателей и некоммерческих организаций, чтобы сформировать на рынке поставщиков социальных услуг необходимую для повышения эффективности социальной политики конкуренцию.